Ашхабад - город контрастов
11 Ноябрь 2013 г., 12:55

Для тех, кто родился и вырос в СССР, Туркменистан в особых представлениях, казалось бы, не нуждается. Воображение практически сразу рисует белоснежные хлопковые поля. Впрочем, сегодня там уже далеко не только хлопок. Мы решили взглянуть на одного из наших главных экономических и исторических партнеров глазами иностранцев. За что они называют Ашхабад городом контрастов.
Рассказывает Виолетта Соколович.
Стив Лоранс - настоящий американец, ювелир из Аризоны. Путешествия - в крови. Первый раз в Ашхабад он приехал во время Дней культуры США в Туркменистане в прошлом году. Спустя время он снова здесь, только уже на берегу Каспийского моря. Представил искушенным в ювелирном мастерстве туркменам свои работы. Надеясь удивить, он удивлялся сам. Причем второй год подряд. Это земля и эти люди все еще поражают его воображение.
Стив Лоранс, ювелир, США: "Многие туркмены мне говорили, что они верят, что индейцы и туркмены - кровные братья, потому что у нас много сходства как в культуре, так и искусстве, и в том, как мы видим природу. Мы верим, что естественный мир прекрасен, в нем есть много значений (образов, символов). И эта крепкая связь - связь культуры и искусства между коренными американцами и туркменами".
Искусство объединяет народы, страны и континенты. Избитая фраза, однако, есть над чем подумать историкам. С одной стороны, можно говорить о глобальности искусства, с другой, нужно подчеркнуть, что все цивилизации идут одним путем. Главное, что точки соприкосновения были обнаружены. Туркменистан - государство особо подчеркивающее свою толерантность. Страна в центре такой разной Азии ищет свою идентичность и готова впитывать культуру каждой нации, в том числе и славянской.
Туркменистан заставляет вспоминать банальности и умело использует их в национальном маркетинге. Помните, в советском кино, Стамбул - город контрастов? Вот и город Ашхабад, город Туркменбаши - это города контрастов. Как и вся страна. Здесь так умело и гармонично соединяют хай-тек и этнику. Стеклянные небоскребы на берегу Каспийского моря украшают национальные символы. Светское государство с массой возможностей и ресурсов. Но при всем этом богатстве выбора туркмены на удивление скромны. Хотя эта скромность внешняя. Богатый внутренний мир не позволяет сдерживать эмоции. Вероятно потому среди каменных джунглей так много музыки, песен и танцев.
Ким Джаеву, художник, Республика Корея: "Больше всего я в восторге от их массовости. Как они поют, танцуют. Все вместе и все в национальных костюмах. Ни в одной азиатской стране я не видел таких костюмов, особенно у мужчин. Они носят такие огромные шапки - папахи. А еще очень изящные у них женщины в этих длинных шелковых платьях, которые подчеркивают фигуру".
И вот еще одна удивительная особенность туркменского народа. С 2001 года в стране действовал государственный калым. Официальный документ, между прочим. Кто планировал заключить брак с туркменскими красавицами, это прежде всего иностранцы, должны были перечислить на счет государственной страховой компании 50 тысяч долларов. Это была своего рода страховка на случай развода. Правда, уже в 2007 году этот документ отменили. Как никак светское государство. Но все же удивительный народ, который помнит и чтит свою историю.
Город Туркменбаши. Многим больше знакомо название Красноводск. Морские ворота Туркменистана. И совсем рядом с городом на берегу Каспийского моря расположено местечко Аваза. Это почти 30 километров чистейших песчаных пляжей, щедрое солнце и целебный воздух, богатый йодом, и теплое море. Исследования современных лингвистов дают один вариант значения топонима Аваза - край поющих волн.
Хотя не только Аваза - край поющих волн. Уникальными музыкальными способностями в Туркменистане обладает каждый. Видно поэтому здесь всегда так много музыки. Музыка, которая сближает и объединяет.
Иностранцы открывают Туркменистан неспешно. Восток дело тонкое. Европейцы избалованные своей историей, не могут иногда поверить, что цивилизация Средней Азии богаче и глубже. Вот для нас экзотика, что в Ашхабаде появилось австрийско-туркменское общество, а для европейцев это арт-тренд. Избалованная австрийская публика приняла восточный колорит и по достоинству его оценила. В Ашхабаде с размахом прошел Венский бал.
Стоит отметить, что уникального в новом движении Востока и Запада друг к другу нет. Великий Шелковый путь пролегал по землям уже современного Туркменистана. Своего рода символ культурной интеграции Азии и Европы - политического тренда современной Евразии - и неизменный залог экономического развития страны. Страны уникальных ковров, чистокровных ахалтекинцев, свежего Каспия и настоящего гостеприимства.