СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия Сегодня, 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами Сегодня, 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО Сегодня, 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора Сегодня, 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер Сегодня, 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 Сегодня, 11:41

Туркменский хлопок: история и современность, проблемы и решения
24 Сентябрь 2016 г., 01:12

 Как видно из карты, большую часть территории Туркменистана занимает пустыня Каракумы.  Вы поверите, если   скажут, что тут зародился один из первых очагов земледельческой культуры в истории человечества?

Да, это так! Доподлинно известно из научных данных, признанных в мировой науке,  что Туркменистан  является одним из очагов окультуривания домашних животных и сельскохозяйственных растений. Примером тому являются археологические находки, найденные при раскопках  земледельческих культур эпохи энеолита: культуры Джейтун (VI тысячелетие до нашей эры), культуры Аннау (V-IV тысячелетия до нашей эры),  протогородской  культуры Алтын-Депе (III-II тысячелетия до нашей эры) и центра цивилизации Маргуш (Гонур-Депе, III тысячелетие до нашей эры).

Если быть объективным, то Южный Туркменистан является признанным древнейшим очагом земледелия не только в Центральной Азии, но и на территории бывшего СССР, центром становления оседлой земледельческо-скотоводческой культуры. Эта культура, наиболее ранние памятники которой первоначально зафиксированы в подгорной зоне Копетдага (Джейтунская культура), получило своё дальнейшее развитие, как на данной территории, так и в сопредельных с ней районах древних дельт рек Теджена, Мургаба и Атрека. По существу, весь Южный Туркменистан в течение последних восьми тысяч лет являлась местом постоянного заселения и активной деятельности человека. Недаром Туркменистан считается родиной пшеницы – однозернянки («ак бугдай») и других культурных растений.

В этом плане важнейшими фактологическими источниками служат специальные палеогеографические и палеоботанические исследования, позволяющие определить характер окружающей природной  среды и восстанавливать, хотя бы в самих общих чертах древнюю историческую действительность. А для содержательного изучения истории земледелия требуется изучение палеоэтноботанических материалов, почвы и остатков древнейших оросительных сооружений, также являющихся своеобразными археологическими «документами».

 Туркменистан занимает важное место в современной научной классификации генетических очагов происхождения культурных растений, так как её территория относится к двум очагам происхождения культурных растений: Среднеазиатский очаг (включает территорию от реки Аму-Дарьи до реки Инд) и Переднеазиатский очаг (включает Малую Азию, Закавказье, Иран и подгорье Копетдага).  

 

          Туркменистан испокон веков считается одним из видных регионов по производству  хлопка – сырца  не только  в  Центральной Азии, но и в мире целом и  на сегодняшний день занимает седьмое место по производству хлопка-сырца в мировом масштабе.

  Родиной хлопчатника является Индия. Однако эта сельскохозяйственная культура издревле культивируется и в Туркменистане. Недаром туркменский  народ именует хлопок «белым золотом».  И,  действительно, хлопок  и равен золоту, так как он широко используется в различных отраслях современной промышленности: и в текстильной, и в продовольственной, и в медицинской, и в некоторых других промышленностях.

 

 

Современное туркменское хлопководство также превратилось в техническое производство: посев производится при помощи техники, обрабатывается и удобряется хлопчатник при помощи техники, сбор осуществляется при помощи хлопкоуборочных комбайнов производства США, транспортируется также при помощи техники и обрабатывается на современных хлопкоочистительных заводах.

Хлопок, действительно, занимает важное место в экономике страны. Исходя из этого, Туркменистан строит новые хлопкоочистительные заводы,  заводы по производству хлопкового масла, хлопкопрядильные фабрики и текстильные комплексы, закупает современную технику для нужд хлопководства, развивает селекционную работу и т.д.

 

 

Однако хлопководство трудоёмка и, несмотря на техническое оснащение, требует и ручного труда. Этим занимаются трудящиеся сельскохозяйственной отрасли страны.  На данном этапе развития страны и в сельском хозяйстве идёт процесс поэтапного перехода на рыночные отношения и в частную собственность.

Теперь хлопчатник выращивают крестьяне-арендаторы дайханских объединений  и  хозяева частных дайханских хозяйств. К найму работников для сельскохозяйственных работ прибегается лишь при сезоне массовой уборки урожая хлопчатника. Так как ручной сбор повышает качество хлопка, а при техническом сборе оно теряется. Значит, теряется и прибыл. Хотя год от года растёт машинный сбор, однако на сегодняшний день комбайны не способны убирать урожай полностью, без потерь, что приводит к необходимости опять-таки ручного сбора.

Последние годы растёт давление и на Туркменистан (наряду с Узбекистаном, Казахстаном и др.) со стороны международных правозащитных организаций по вопросу проведения хлопкоуборочной кампании. Суть вопроса заключается в том, что, мол, страна при хлопководстве использует принудительный труд свободных граждан страны, нарушая тем самым международное трудовое право.

  Призывы доходят вплоть до  требования от мировых компаний полного отказа от туркменского хлопка и продукции текстильной промышленности страны. Это же, по сути, призыв к  локальной экономической блокаде! Если такое случится, то кто же пострадает? Конечно же, в первую очередь граждане нашей страны. А разве эти правозащитники не ратуют за наших граждан?!

Все мы прекрасно знаем, что есть международное трудовое право, и акты международного регулирования труда принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции:

- Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.) и Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.).   

- Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.).  

- Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).    

- Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).  

- Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.).  

- Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.).  

- Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.).  

- № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.).   

- № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.).   

- № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.).   

Как же обстоят дела с трудовым законодательством в Туркменистане? Вроде всё нормально.  Страна ратифицировала все основные конвенции МОТ. КЗОТ Туркменистана приведён в полное соответствие с международным законодательством (в 2009 году и последующие годы привнесены множество поправок и этот законотворческий процесс ведётся непрерывно): труд свободен, равен, принудительный и детский труд, эксплуатация запрещены, гарантировано гендерное равноправие,  узаконены рабочее время, рабочий день и неделя, дается время на отдых, льготы и отпуска, осуществляется надзор за охраной труда и выполнением технических норм безопасности, трудящимся гарантировано право на объединение (например, действуют отраслевые профессиональные союзы работников, имеются региональные организации профсоюзов и Национальный Центр профсоюзов страны), на предприятиях принимаются коллективные договора, на региональном и отраслевом уровнях, также на государственном уровне приняты коллективные соглашения. Как видим, требования всех основных конвенций учитываются в трудовом законодательстве страны.

А ведь в бытность Союза  несколько  месяцев закрывались и школы, и институты, и учреждения для сбора хлопка. Теперь в стране нет ни одной школы, учащиеся которых привлекались бы для сбора хлопка.  Если где-то дети и во внешкольное время идут с родителями-крестьянами  на хлопковые плантации, то это строго пресекается со стороны органов образовательных учреждений. Если быть честным, то и наш народ обладает своим менталитетом. У нашего народа испокон веков было принято воспитание детей в духе трудолюбия. Поэтому наши предки с ранних лет приучали своих детей к труду и ремёслам. Наверное, это и проявляется в поступках и в отношении некоторых родителей, живущих в сельской местности страны. А так детский труд в стране строго запрещено.

Что же касается взрослых граждан, то никто их не эксплуатирует. К сожалению, в стране на данном этапе развития сказывается и некоторый уровень трудностей в сфере занятости населения. А сбор хлопка в данном случае и является источником заработка для безработных граждан.

Критиковать всегда легко, а понять другого человека всегда было трудно. Кто даст этим людям средств на существование? Лишь его государство.  А кто же даст  стране этих денег? Никто! Как же зарабатывать тогда этих денег, когда идет экономический спад во всём мире? Только своими силами, своим трудом.  Вот и подумайте, как же быть стране, когда на поле останется один крестьянин-арендатор, без своих родных и близких.

К сожалению, если будет сто комбайнов на одном поле, то всё равно они не смогут убрать полностью поле, останется столько хлопка, что наш дайханин никогда не оставит под дождём и снегом гнить. Это будет считаться кощунством. Поэтому он будет биться за каждую коробочку «белого золота». Таков менталитет нашего народа и это в один момент не изменить!