Туркменистан – Индия: диалог на протяжении тысячелетий
26 Октябрь 2013 г., 11:11
«Древнее родство. Индия и Туркменистан» («An Ancient kinship. India&Turkmenistan») – так называется новая книга известной индийской писательницы, путешественницы и исследователя Радхи Райна.
В книге рассказывается о глубокой истории взаимодействия двух дружественных народов, диалога туркменской и индийской многотысячелетних культур. Книга проиллюстрирована красочными фотографиями выдающихся памятников Туркменистана и Индии, артефактов, свидетельствующих о древних корнях их взаимоотношений, а также подробными картографическими материалами.
Летом прошлого года Радха Райна побывала с творческой поездкой в Туркменистане, во время которой посетила Институт истории, Институт археологии и этнографии и Национальный институт рукописей Академии наук, Туркменский государственный университет имени Махтумкули, Государственную библиотеку Государственного культурного центра. Гостья побывала также в музеях столицы, где хранятся многочисленные древние раритеты, связанные с индийской культурой, в историко-археологическом комплексе «Сейит Джемал-ад-дин» и Национальном музее «Ак бугдай» в Анау, а также встретилась со специалистами Национального управления по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Туркменистана и итальянскими археологами, проводящими раскопки парфянской крепости Старая Ниса.
Языковеды и антропологи уже давно заметили, что между Туркменистаном и Индией существовали теснейшие контакты еще в самые отдаленные времена. На это указывают и археологические комплексы эпохи неолита, энеолита и бронзы. Например, типологическую близость к поселениям джейтунской культуры на юге Туркменистана обнаруживает мегарская культура Индии (VI тыс. до н.э.).
Контакты заметно усиливаются в эпоху бронзы. Это связано с одновременным возникновением уникальных культур: «хараппской цивилизации», которая была распространена на огромной территории - в долинах Инда и его притоков, в верховьях Ганга, вблизи Лотхала и в современном штате Гуджарат, и «маргианской» цивилизации, зародившейся в древней дельте реки Мургаб. В Древнем Мерве также обнаружены предметы, близкие к изделиям древнеиндийской городской культуры.
Археолог В.И.Сарианиди обращает особое внимание на статуэтки с изображением коленопреклоненных людей, обнаруженных при раскопках древних городов в долине Инда. Подобные мотивы были распространены довольно широко в Маргуше и Бактрии. Он указывает на присутствие жителей Маргуша в поселениях хараппской цивилизации.
Несколько предметов из слоновой кости и драгоценных украшений, обнаруженных в предгорьях Копетдага, были схожи с теми, что найдены при раскопках в Хараппе и Мохенджо-Даро. Многочисленные доказательства подобных контактов имеются как в музеях нашей страны, так и в Индии. Прежде всего, это редкие образцы древней керамики, различные произведения искусства, кочевавшие из страны в страну по караванным маршрутам, а также свидетельства духовного влияния. Как известно, первая мировая религия – зороастризм – зародившись на территории Туркменистана на рубеже второго и первого тысячелетий до новой эры, дожила до наших дней как действующая конфессия в Индии. А раннесредневековые буддийские храмы в Мерве относятся к разряду наиболее крупных в Центральной Азии.
В эпоху античности Туркменистан и Индию прочно связал Великий Шелковый путь. Это было время расцвета великой Парфянской империи, ядром которого стал Южный Туркменистан. Занимая промежуточное положение между Римом, Индией и Китаем, Парфия в течение долгого времени господствовала над узлом международного пути, по которому шли товары из Индии в Переднюю Азию и Европу. В IV в. н.э. на территории Индии образовалось государство эфталитов (туркмен-абдалов), о чем свидетельствуют их монеты с индийскими надписями. Культурные и этнические связи между Туркменистаном и Индией не прерывались и в последующие века. И примеров тому можно привести немало.
Сегодня эта традиция, связывающая наши народы мостами культурного и духовного взаимодействия на протяжении тысячелетий продолжается. И новая книга Радхи Райна – еще один вклад в живой, заинтересованный диалог, который в наши дни наполняется новым, актуальным содержанием.