СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии 04 Декабрь 2024 г., 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества 04 Декабрь 2024 г., 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта 04 Декабрь 2024 г., 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США 04 Декабрь 2024 г., 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане 04 Декабрь 2024 г., 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС 04 Декабрь 2024 г., 10:47

Богиня Гыз-Биби – культовое женское божество древних туркмен
01 Август 2016 г., 19:48

Нохурские селения на западе Копетдага – это то особое место, где рождались легенды, не похожие на другие туркменские сказания. Особый горный мир Нохура, утопающий в великолепных садах, создавал уникальные истории.

Но всё же, есть одна нохурская легенда, которая тесно связана с другими легендами Туркменистана. Это сказание о прекрасных пери. И расщелина в скале, к которой не прекращается паломничество. Место паломничества называется Гыз-биби.

Девять прекрасных пери спустились с небес, чтобы научить людей любви, пониманию красоты, добросердечности. Явились они рядом с расщелиной в горе, которую местные жители считают воротами в рай. «Ворота в рай» обрамлены мрамором – природа являет здесь жилу красивого камня. Паломники приезжают к этому месту, чтобы сбылись их желания.
Что интересно, такое название святых мест встречается не только в Нохуре. Мазары, пещеры и прочие святые места с названием «Гыз-Биби» разбросаны по всему Туркменистану. Мы можем встретить такое место в Ахалском велаяте, мазар с аналогичным названием есть в Древнем Мерве.

Имя «Гыз-Биби» двусоставное: «гыз» ‒ девушка и «биби» ‒ бабушка, т. е. Дева и Праматерь. Откуда же появилась богиня Гыз-Биби? Ещё до появления на территории Туркмении зороастризма во II тыс. до н. э. женское божество-мать, символ очага и плодородия почиталась в этих местах. Фигурки были сидящими, и некоторые из них датируются палеолитом. Фигурка символизировала одновременно и непорочную девушку, и мудрую женщину-мать.

В эпоху зороастризма появились подобные стоящие фигурки с большим головным убором на голове. Историки и искусствоведы сравнивают этот головной убор с тиарой, туркменским «бёриком». В великолепной античной Маргиане такие фигурки археологи находили сплошь и рядом. Таким образом, начиная с незапамятных времён, туркмены поклонялись Деве-Праматери – богине плодородия, красоты, домашнего очага. Не потому ли в крови у туркмен тяга к уюту, к рукоделию и трепетное отношение к женщине?