Куштдепди - современный туркменский танец с элементами шаманизма
10 Марта 2016 г., 19:16
Туркменский танец – искусство древнее и таинственное, которое возникло на заре человечества как вечное стремление человека постичь таинства бытия и гармонии с окружающим миром.
Национальное музыкально-танцевальное искусство берет свои истоки в самобытных традициях и обрядах раннеземледельческой культуры, культовых предпочтениях древних людей, поклонявшихся силам природных стихий и стремившихся слиться с родной природой посредством гармоничных движений, вторивших ее различным явлениям, а также повадкам диких животных.
Горловое исполнение рифмованных строф вокруг ярко пылающего костра сопровождалось ритмичными движениями самобытного туркменского танца «куштдепди» – подлинной жемчужины национальной хореографии. Танец возник в глубокой древности, чему имеется немало историко-археологических свидетельств, а также сведений, почерпнутых из старинных письменных источников.
Сцены зажигательного «куштдепди», в частности, искусно инкрустированы на поверхности античных ритонов Старой Нисы. Ученый Т. Караханоглу Ёмудский в своей книге «Зикр прикаспийских туркмен» описывает красочное исполнение зажигательного танца «куштдепди» жителями регионов Западного Туркменистана в конце ХIХ – начале ХХ века. Автор отмечает глубокие исторические истоки «зикра», удивительно созвучные с традициями древнего шаманизма.
Этнограф С. Аннагылыджов в своей книге «Куштдепди» отмечает, что особенно торжественно и красочно исполнялся этот танец во время празднования Новруза. Автор выделяет устойчивую разновидность «куштдепди» – танца, исполняемого в другие обрядово-бытовые туркменские праздники, называемого «ышкы зикир» – «песня души» либо «лирический зикр».
«Куштдепди» – танец, символизирующий ловкость, быстроту и пластичность движений, и поэтому исполняется по большей части молодежью. Но все чаще в танец включаются люди зрелого и даже пожилого возраста, своим весельем и задором нисколько не уступающие молодым. Начинается танец мелодичными напевами первых аккордов жанрового национального песнопения «газал» в исполнении юноши и девушки, делающих при этом первые «па» танца.
Окружающие сопровождают их движения мерным, ритмичным похлопыванием ладоней. В конце каждого четверостишия «газала» они восклицают традиционное «эй-ха», «ух-ху», «кушт-кушт», как бы подзадоривая друг друга, и понемногу вовлекаясь в ритм танца.
Уникальная хореография танца «куштдепди», состоящая в большей степени из плавных, синхронных оборотов по круговой, где каждый танцующий составляет отдельное и в то же время неотъемлемое звено общего красочного действа, напоминает ритуальные танцы древних охотников, которые, кружась вокруг шкуры, либо оперения убитого ими животного, испрашивали удачи у всемогущих высших сил.
Древний ритуал «куштдепди» – наглядное свидетельство культовых предпочтений зародившейся на туркменской земле раннеземледельческой цивилизации, наделившей танец особым, сакральным смыслом, сочетавшимся с собственным видением прекрасного.
Мерное, неспешное движение по кругу людей с приподнятыми руками напоминает упорядоченное движение планет солнечной системы, совершающих извечные круги согласно законам Мирозданья. Удивительные, порой необъяснимые научными гипотезами, но оттого не менее уникальные были традиции древнего шаманизма.
На заре цивилизации люди верили в целительные способности шаманов-огнепоклонников, которые обращались за помощью к очищающей силе пламени, подбрасывая вверх и схватывая на лету горящие головешки, кружась вокруг больного человека, испрашивая ему здоровья, долголетия и земных радостей.
Современное туркменское танцевальное искусство гармонично сочетает в себе многовековые традиции и новые тенденции. Оно динамично меняется и развивается в свете новых веяний, одновременно впитывая в себя все оттенки богатейшей палитры традиционного духовного наследия. В ранние времена «куштдепди» - один из ярчайших, зрелищных традиций празднеств, был особенно популярен у туркмен, населявших обширное побережье Каспийского моря.
Позднее он распространился по всей территории Туркменистана, обретая характерные особенности исполнения в различных регионах страны. Ныне этот танец стал неотъемлемым атрибутом каждого праздника, которыми так богата щедрая туркменская земля.
Преемственность культуры – сфера особая, чуждая статичности, требующая неустанного совершенствования, динамичного движения вперед. Стремительный ход времени обновляет внешнее обрамление древних традиций, освещая в новом свете их безупречно позитивную суть. Подобную трансформацию переживает традиционное танцевальное искусство.