СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии 04 Декабрь 2024 г., 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества 04 Декабрь 2024 г., 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта 04 Декабрь 2024 г., 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США 04 Декабрь 2024 г., 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане 04 Декабрь 2024 г., 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС 04 Декабрь 2024 г., 10:47

Зейтуна Ахмеджанова: "Скрипка звучит в Туркменистане гордо!"
19 Ноябрь 2015 г., 19:19

В  медицине есть понятие «расширенное сердце», несомненно таковое (но не в медицинском смысле, конечно ) у Зейтуны Саминовны  Ахмеджановой – замечательного педагога, заслуженного деятеля искусств Туркменистана. Широта ее сердца, ее души не знает границ. Много лет она работает в Средней специальной школе-интернате при Туркменской Национальной консерватории, воспитала несколько поколений талантливых скрипачей и, если вдуматься поглубже, способствовала  развитию и расцвету скрипичного исполнительства в Туркменистане.

Блестящий педагог, знаток своего дела, воспитанница  корифея  туркменской скрипичной школы  заслуженного деятеля искусств Туркменистана Николая Артемьевича Амиянца, отмечает в этом году 50-летний  юбилей своей педагогической деятельности.

Слова академика Амонишвили о том, что  «педагогика - это искусство, учитель - это  предназначение свыше, любовь к детям - главный секрет педагогического мастерства», как нельзя лучше подходят к З.С Ахмеджановой, отражают суть ее характера, ее кредо.

Скромность, доброта, душевность в общении сочетается с твердой волей, целеустремленностью, настойчивостью столь необходимой в работе с юными музыкантами. Огромная работоспособность, полная самоотдача в труде, я бы даже сказала упоенность своим любимым делом! Можно с уверенностью сказать, что у всех воспитанников З.С.Ахмеджановой  видны, а точнее слышны «фирменные признаки», знак качества ее школы – особая стать, виртуозное владение инструментом, безупречное исполнение, утонченность  и артистизм.

Ее работа, ее жизнь – пример неустанного подвижничества, служения искусству и людям  на благо любимого Туркменистана. Сколько ее воспитанников давно уже работают в разных уголках нашей страны и далеко за ее пределами! В России, США, Германии, Франции, Польше, Аргентине, Швейцарии, Индии, Турции, на Мальте …

Сея доброе без лишних слов, скромно, но с достоинством, несут они замечательные традиции, полученные из рук Зейтуны Саминовны.
 
Как известно, главным периодом в становлении музыканта является детский возраст. Это тот момент, когда определяется, будет человек музыкантом или пойдет другим путем. Особенно это относится к скрипке. Обычно обучение  начинается с 3-5 лет и в этот период решающую роль играет педагог. Самое главное - постановка руки, техника и работа над чистотой интонации. Это очень кропотливый труд. Педагог подобен садовнику, принимающему маленькие деревца, пересаживающему их в подходящую почву и выращивающему крупные, сильные, устойчивые к любым превратностям судьбы деревья. Малышами-несмышленышами приводят в класс к  З.С.Ажмеджановой  родители своих детишек. Сколько сил физических и душевных вкладывает она в своих питомцев пока услышат они от нее  похвалу! К каждому ребенку находит подход, никогда не навязывает своего мнения, старается воспитать творческую индивидуальность. «Терпение и труд все преодолеют», « настоящий исполнитель- это 99% труда и 1% таланта» -не устает повторять Зейтуна  Саминовна.  Педагогом от бога считают ее многие, кому посчастливилось учиться у нее и близко ее знать.

У каждого человека есть внутренняя установка или, говоря современным языком, программа, заложенная в детстве… Зейтуне Саминовне  словно на роду было написано стать музыкальным педагогом. Она родилась  и выросла в семье, где к музыке относились с любовью и благоговением. Ее отец был хорошим музыкантом–скрипачом. Учился вместе с такими прославленными в будущем мастерами культуры Туркменистана  как  композиторы  Ашир Кулиев, Вели Ахмедов. Все были молодыми, грезили музыкой, искусством, мечтали о будущем. Но грянула  Великая Отечественная война и вместо консерватории Самин Ахмеджанов  пошел на фронт. Связистом прошел всю войну, был ранен, награжден орденами и медалями.  По возвращении стал работать в  Туркменском театре оперы и балета.  Вскоре он получил назначение в Ташауз. Был сначала учителем, а потом бессменным директором музыкальной школы. Под его руководством  школа стала настоящим оазисом культуры…  Сколько времени прошло, а там  до сих пор с благодарностью вспоминают какой замечательный человек был Самин Ахмеджанов!  Великий труженик, он не любил привлекать к себе внимания, скромно и честно делал свою дело.  Сам воспитанник  детского дома, очень ценил свою семью, любил жену и своих детей – Карла и Зейтун. Работа и дом были не разделимы.Музыка, концерты, репетиции. Мать семейства была в курсе учебного процесса, знала всех учеников.  Неудивительно, что  дети связали свою жизнь с музыкой. Брат стал талантливым пианистом,  закончил ташкентскую  консерваторию. Вместе со своей женой-певицей много выступал . На  конкурсе имени Глинки получил Гран При, как лучший концертмейстер. К сожалению, напряженная концертная жизнь привела к ранней смерти, не выдержало сердце…

Зейтуна закончила школу сразу по двум специальностям - скрипка и фортепиано. При поступлении в Туркменское Государственное Музыкальное Училище имени Д.Овезова, даже не знала сначала на какой факультет подавать документы . Знакомство с замечательным педагогом, основоположником скрипичного исполнительства Туркменистана Н.А Амиянцем определило ее жизнь, расставило все по местам. Навсегда запомнила  она завет учителя - стремиться быть первой  в профессии, добиваться качественной игры, чистейшей интонации. «Профессионализм - прежде всего. Он ценится везде. Это главное мерило любого артиста»,- повторял любимый наставник. 

Прошли долгие годы упорной работы над звуком, ритмом, динамикой и, конечно, самое главное - над глубоким постижением внутреннего содержания музыкальных произведений. С огромной теплотой и благодарностью вспоминает З.С. Ахмеджанова о годах учебы в музыкальном училище, а затем в Туркменском Государственном Педагогическом Институте Искусств. Любит и ценит она дорогих ее сердцу педагогов – Н. А. Амиянца, Г.С. Држевского, В. Н. Воронина,  В. И. Миткалева, И.П. Иоселевича, М. А. Микулич... Какие это были личности, эрудиты, профессионалы с большой буквы! Они дали ей не только крепкую профессиональную подготовку, но и были примером подвижнического отношения к своему делу.

З.С. Ахмеджанова и в годы учебы выделялась среди других студентов отличными результатами, трудолюбием, скромностью и ответственностью. «Я всегда хотела играть», -вспоминает Зейтуна Саминовна. По свидетельствам  однокурсников, ее концертные выступления всегда отличались  продуманностью программы, отточенностью  и мастерством.
 
Еще будучи студенткой 4-го курса музыкального училища Зейтуна начала работать педагогом. Первая запись в трудовой книжке датируется 1965 годом.  В только что открытую детскую музыкальную школу №2 ее пригласили работать преподавателем по классу скрипки.


После окончания училища молодой музыкант по распределению едет в Ташауз и 8 лет работает там  в музыкальной школе. С первых шагов начинающего педагога проявились замечательные качества: любовь к детям, доброта, терпение, требовательность и умение добиваться результатов.

После окончания вуза  Зейтуна много работает, преподает, выступает с концертами. Уже тогда проявляется особая любовь З. С .Ахмеджановой  к ансамблевому исполнительству. В ее репертуаре появляются  камерные сонаты Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Э. Грига, С. Прокофьева и др.  Многим слушателям запомнились прекрасные сонатные вечера с блеском исполненные З. С. Ахмеджановой…

После смерти своего любимого отца Зейтуна Саминовна тяжело заболела, перестала выступать. Однако, это открыло новую страницу в ее судьбе, она подошла к главному делу своей жизни – педагогике.

Средняя специальная музыкальная школа–интернат  всегда гордилась своим преподавательским составом и, когда туда пришла работать Зейтуна Саминовна, к ней, как она вспоминает, поначала отнеслись с холодком. Но когда  на международном конкурсе молодых исполнителей Средней Азии и Казахстана в Алма-Ате все 4 подготовленных ею ученика были отмечены дипломами, сомнения в ее педагогических талантах отпали. Сама же Ахмеджанова  собрала своих ребят и сказала: «Выступление на конкурсе и получение наград это хорошо, но не главное. Я желаю, чтобы вы стали хорошими людьми и выбрали работу по душе…». 

Все эти годы она продолжает упорно трудиться и часто  повторяет: «Одной техники совершенно недостаточно для постижения скрипичного искусства и достижения его вершин. Без эрудиции, глубокого интереса к музыке и другим видам искусств невозможно стать настоящим артистом. Больше слушайте записи выдающихся исполнителей!»

Сегодня З. С. Ахмеджанова-  в числе самых авторитетных  скрипичных педагогов  Туркменистана. Учиться в ее классе - это огромная честь. Ее выпускники успешно выступают на концертах самого высокого уровня, представляя искусство Туркменистана в разных странах, работают педагогами, ведущими скрипачами–солистами, музыкантами-ансамблистами, артистами оркестров в разных уголках нашей Родины и далеко за ее пределами.

Принимая поздравления от своих многочисленных учеников и коллег, Зейтуна  Саминовна признается: «50 лет –как один день! Как быстро летит время! Я благодарна судьбе за то, что у меня были любящие родители ,прекрасные педагоги, что  я выбрала профессию которую любила всю жизнь - музыку и скрипку, что моя дочь, главная моя помошница во всем, пошла по моим стопам. Спасибо главе нашего государства, нашему уважаемому Аркадагу за постоянную заботу о национальной культуре, за то что мы живем и работаем в прекрасных условиях. Спасибо за нашу новую, прекрасную школу, за прекрасные  театры  и концертные залы, за то, что скрипка звучит в Туркменистане гордо!»

Маргарита КАЦ,
музыковед-педагог, 
преподаватель Средней специальной музыкальной школы-интерната 
при Туркменской Национальной Консерватории