Как Ипполит стал пацаком Би. Истории со съемок "Кин-дза-дза"
24 Июль 2015 г., 14:35
30 лет назад стартовали съемки легендарной картины «Кин-дза-дза!». Как они проходили, нам рассказали актеры фильма.
Летом 1985-го в пустыню Каракумы, что в Туркмении, приехала съемочная группа из Москвы. Горячий песок, палящее солнце, нестерпимая жара под 60 градусов в тени – в таких условиях Георгий Данелия снимал фильм с рабочим названием «Космическая пыль», впоследствии вышедший как «Кин-дза-дза!»
– У меня была небольшая роль. А у Юрия Васильевича и Евгения Павловича – главные, работы непочатый край, – рассказала спустя 30 лет о кинохите в интервью Sobesednik.ru актер Валентин Букин, сыгравший эцилоппа. – Жарища стояла дикая, просто прибивала к земле. Режиссер придумал: снимать начинали в 6 утра, когда солнце не так палит. Работали до 12, потом делали перерыв где-то до 16 часов. Когда жара немного спадала, продолжали съемки, а заканчивали, бывало, за полночь.
На съемки Букин вылетал из Домодедово тоже рано утром вместе с Юрием Яковлевым.
– Я не сразу признал знаменитого артиста в мужичке, одиноко стоявшем на Старом Арбате и державшем сумку-баул, – улыбается Валентин Павлович. – Мы с водителем приехали забрать его. Юрий Васильевич сел в машину, широко улыбнулся. Ни грамма звездного пафоса. Познакомились. Он щебетал всю дорогу до аэропорта. Я подумал, что Яковлев похож на молодого Чехова, чуть-чуть поддатого. Было заметно, что Юрий Васильевич слегка навеселе перед предстоящим полетом... В аэропорту случился конфуз. Тогда не было рамочек металлоискателей, стояли сотрудницы в форме и проверяли содержимое сумок пассажиров. Сонная (раннее утро же) аэропортовская служащая меня пропустила, а Юрия Васильевича тормознула, обнаружив в его сумке початую бутылку коньяка. «Не положено!» – рявкнула она. И забрала коньяк, сунула себе под стол.
«Вы не имеете права!» – оторопел Юрий Васильевич.
«Партия ведет борьбу с пьянством, я сейчас вас сдам в милицию, алкаши!» – пригрозила принципиальная аэродама. Подбежал милиционер. Он сразу узнал Яковлева, заулыбался. Пожурил обидчицу артиста: «Вы что? Ипполита надо знать в лицо!» Под нажимом милиционера коньяк вернули.
– Спутник мой радовался, как малое дитя, – вспоминает Букин, – все приговаривал: «Милиционер, молодчина, узнал меня, а эта тетка-контролер – сонная тетеря!» Он зашел в салон самолета – пассажиры зааплодировали. Мы сели рядом. «Коньячку?» – предложил Юрий Васильевич. «А стаканчики?» – уточнил я. «А из горла? – прищурился он. – Будьте проще, Валентин Павлович!»
Я не хотел. Но и отказывать неудобно. Поэтому делал вид – пригубив, закрывал горлышко языком, как будто пью. Потом возвращал бутылку хозяину. Юрий Васильевич всю дорогу удивлялся: «Какой вы чудесный человек, Валентин Павлович, пьем с вами, а бутылка не кончается». Помню, он забавно пародировал местных жителей-туркменов, присаживаясь на корточки и бормоча несуществующие в их языке слова: «Тугун… Тугун баши… – и добавлял: – Горбачев, твою мать…» Озорно подмигивал, улыбался – прекрасное настроение. Прямо как мальчишка, такой солнечный был человек. И работал он, конечно, на износ.
Таким же – солнечным, искренним – был и Евгений Леонов. Георгий Данелия называл его своим талисманом и снимал во всех картинах. Кстати, название «Кин-дза-дза!» «родил» именно Леонов. Купил как-то на местном рынке любимую кинзу. Слово привязалось, ходил и напевал: «Кинза… кинза-за…» Режиссер заметил: что-то в этом слове есть, прямо космическое. И прижилось.
А одежда, которую все помнят по фильму, – это всё майки, штаны, фуфайки фабрики «Заря». Администраторы и режиссер собственноручно обесцвечивали их хлоркой, чтобы придать заношенный «инопланетный» вид. Костюм Юрия Васильевича еще и выкрашен чернилами.
«В таком виде в аэропорт бы зайти, интересно, что бы сказала «наша» контролерша», – подмигивал Букину, памятуя, с чего началась работа, пацак Би. Теперь Яковлев был уже не только Ипполитом.