Материк ковровой культуры
12 Июль 2013 г., 15:40

Проходя по залам Национального музея туркменского ковра, вы непременно остановитесь возле двух ковров-картин, изображающих исторические памятники далеких времен: «Мечеть Сейитджемалэтдина», «Мавзолей Торебек ханум», созданы в небольшом ковровом цехе Музея. Искусные ковровщицы этого цеха творчески подходят к созданию своих полотен. Для того, чтобы соткать архитектурное сооружение XV в. мечети в местечке Анау, они всем коллективом ездили посмотреть на это святое место недалеко к востоку от столицы. Получив благословение, они приступили к осуществлению этого монумента. Создавали они этот ковер по новой технологии, эскизы, где каждый узелок пронумерован по компьютерной программе. И эту сложную технику исполнения они освоили должным образом. И таких замечательных ковров как по качеству, так и по дизайну немало. Все они вошли в богатую коллекцию коврового Музея.
Здесь создаются различные орнаменты, на основе эскизов которых ткутся ковры, относящиеся ко всем классическим видам ковроделия. Коллектив цеха состоит из творческих девушек и молодых женщин, скромных тружениц, которые вкладывают в свои произведения огромную любовь и частичку своей души, создают «как бархат тонкие и легкие ковры». Каждый ковер уникален по цветовой гамме и сложности рисунка, каждая мастерица обладает собственным почерком. Музей гордится их прекрасными коврами, сотканными с любовью, и вложенной душой в каждую петельку.
Детство и юность у этих скромных ткачих прошли за ковровой рамой. Многие из них учились ремеслу под присмотром матерей, вплетая свои первые нити в общий узор, пока не стали достойными самостоятельного ковра. Другие, закончив учебу в школе, пошли на ковровую фабрику, третьи научились на учебных занятиях по труду в школе. Так начинался путь к мастерству, а мастерство в ковроткачестве – это искусство, помноженное на скорость.
В этом цехе была соткана целая галерея известных туркменских ковров: государственный герб, теке гёль, ортмен гель, Шазада, «Мечеть Сейитджемалэтдина», «Мавзолей Торебек ханум», портреты, сюжетно-тематические ковры. Ковровщицы цеха обеспечены всем необходимым: сырье, инструменты, учесть досуг мастериц.
Судя по рассказам ковровщиц, у них похожая судьба. Многие из них вернулись снова к ковроделию по зову сердца. Некоторые получили разряд мастера высшей категории и стали создавать шедевры.
Здесь работают лучшие ковровщицы, ими созданы уникальные ковровые полотна. Бригадир Чарыева Кейик из Бахарлы, автор уникального ковра в котором 1миллион 350 тысяч узлов, ковровое украшение на верблюда «дуйе башлык», дверная завеса юрты «энси», торбы и чувалы, двусторонний ковер с гелями пяти велаятов на разном фоне. Кейик как и другие бригадиры Аннагуль Бекмурадова, Аманназарова Сона удостоены медали «За любовь к Отечеству», всегда принимают активное участие в конкурсах, где получают престижные места и денежные премии. Кейик - гелнедже никогда не устает, очень активная, задорная, она не боится трудностей, ей все под силу, тон задает всему цеху, все у нее спорится и ладится. В будущем мечтает соткать шелковый ковер.
Скромная и красивая Аннагуль с Айджемал Бяшимовой из Геокдепе за годы работы в цехе, соткали много уникальных ковров, а к открытию Музея выполнили молитвенный коврик «намазлык» в новой цветовой интерпретации.
Тихую и застенчивую Аманназарову Сона из Мары после учебы в 1985г. приняли в столичную ковровую фабрику, где ее наставником - стала уважаемая заслуженная ковровщица страны Реджепова Аннатач, проработавшая на предприятии более 40 лет.
Сона всегда перевыполняла планы, на ежегодных конкурсах получала высшие награды и денежные премии. Здесь в Музее соткала копию рельефного ковра с изображением драконов, несколько копий Пазырыкского ковра, оригинал которого находится в государственном Эрмитаже г. Санкт-Петербурга, автор ковра с изображением архитектурного сооружения «Астана баба».
Молодые ковровщицы Язгуль Баева из Геокдепе, Гулджемал Сапаргельдыева и Аннанабат Дурдыева, Азапова Зулейха после ковровой фабрики в Ашхабаде, продолжили работу в музее. Здесь им очень нравится, созданы все условия для работы и отдыха, уют и комфорт, коллектив очень дружный, помогают друг другу во всем, как одна семья. У Энегуль Бабаевой из Бахарлы мать известная вышивальщица. С
Тылла Аннавелиева из Мары, молодая и красивая, научилась этому ремеслу на занятиях труда, и только одна из немногих, продолжила любимое дело, принимала активное участие в создании многих знаменитых ворсовых ковров, с многочисленными схемами и богатыми орнаментальными мотивами, наиболее сложными по технике вязания.
Национальный музей туркменского ковра снискал большой престиж не только в Туркменистане, но и в международном масштабе благодаря высокому уровню работы по продолжению национальных традиций ковроткачества, сложившихся на протяжении веков.
Ковровый цех Национального музея развивает художественные и технические традиции ковров, сотканных народными мастерами. Производимые из шерсти и шелка и отличающиеся тончайшей отделкой, высокой плотностью узлов, оригинальностью оформления, гармоничным колоритом, ковры выполняются профессиональными ковроделами и художниками, работающими в мастерской Музея.
Сюда очень часто заходят зарубежные гости, воочию посмотреть туркменские чудо-ковры, отличающиеся самобытным узором и ярким колоритом.
Однажды уважаемая гостья из Парижа пришла в восторг не только от самих ковров, но и от процесса их изготовления: «Я думала, что ковры делаются на станке, управляемым ткачихами, а здесь сидят женщины и руками соединяют каждую ниточку», - призналась шокированная француженка.
Роскошный ковер ручной работы - результат действительно большого труда. Настоящими профессионалами стали совсем юные девушки с проворными руками, внимательными глазами и огромным – на всю жизнь – запасом терпения.
Прекрасные ковры и ковровые изделия, созданные руками туркменских мастериц, украшают крупнейшие музеи мира, и этот небольшой ковровый цех Музея продолжает традицию пополнения новыми видами различных интерпретаций и приумножения славы туркменского ковра.
Над ковром трудятся сразу 3-4 ткачихи. В среднем на изготовление одного ковра уходят около 3-5 месяцев. Такое изделие хранит тепло человеческих рук, оно имеет определенную энергетику, это как живой организм, как член семьи, потому что каждый узелок на ковре, который завязывает мастерица, уникален, его невозможно повторить.
В выборе и расположении определенных элементов узора стоят вековые традиции, талант и замысел мастера. Секрет великолепия туркменских ковров ручной работы заключен в выборе материала, сочетании цветов, красоте дизайна и превосходном качестве изделий. Ковры ручной работы считаются не только предметами обихода, но и произведениями искусства.
Ковроткачество является одним из наиболее значимых и древних видов туркменского народно – прикладного искусства, традиции и секреты которого бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Туркменский ковер со своим стилизованным языком узора, колоритом и художественным совершенством и поныне радует и удивляет.
До сегодняшнего дня туркменский ковер является символом нашей культуры, это живая легенда. Высокие художественные качества туркменских ковров делали их ценными музейными экспонатами. Сегодня сотни уникальных туркменских ковров хранятся в коллекциях ведущих музеев страны.
Туркменские ковровщицы Национального музея ковра, сумевшие донести до наших дней искусство своих матерей, будут и впредь создавать замечательные произведения этого прикладного искусства, радовать и возвышать свой народ. Музей туркменского ковра осуществляют большую работу по возрождению и сохранению, развитию древних традиций ковроткачества туркменского народа. Талантливые туркменские женщины с давних времен мастерски ткали ковры. Они пронесли это искусство через века. Благодаря отражению в коврах их душевного состояния, помыслов, верности чувству, надежд, это искусство обрело славу.
Аджап БАЙРИЕВА, зав. отделом Национального музея туркменского ковра.