Посвящение поэту
12 Сентябрь 2014 г., 19:30
Вот уже тридцать лет экспозиция музея Махтумкули, который находится на Родине поэта в селении Геркез, пополняется уникальными дарами в знак почтения творчества великого земляка: книги, картины, изделия народных промыслов, всевозможные предметы быта и национальной одежды. Собранные вещи говорят об эпохе, в которой жил и творил поэт. Слава этого музея, связанная с жизнью и творчеством гениального поэта и великого мыслителя, уже давно перешагнула границы страны. Определенную известность музею в свое время принес экспонат, который, можно сказать, положил начало создаваемой коллекции, – ковер «Родина Махтумкули». Это большое красочное полотно, на котором изображен поэт на фоне живописной долины Сумбар – в родном селении Геркез. История создания его очень интересна.
Однажды к художнику Джуме Реджепову приехал главный хранитель создаваемого краеведческого музея Махтумкули. В проекте торжеств празднования 260-летнего юбилея поэта руководство нового музея решило обратиться к мастерам коврового дела. Беседа была долгой, художник внимательно слушал заказчика. Сам Д.Реджепов хорошо знал поэзию, и у него давно была мечта увековечить любимый образ классика туркменской литературы Махтумкули на ковровом полотне. И вот представилась замечательная возможность, он с упоением перечитал строки великого поэта о любви, о родном крае и дал обещание подготовить эскиз будущего ковра.
Джума Реджепов создал целую серию превосходных полотен, посвященных известным личностям. Владея тайной создания портретов в редкостном материале – ковре, он добивается абсолютного портретного сходства, раскрывая характер модели даже с помощью орнаментального оформления, обрамляющего портрет, вводя зрителей в мир занятий, интересов своего героя. Несмотря на то, что портретный жанр, относящийся к изящной живописи, противоречит декоративной природе коврового искусства, ковры-портреты Джумы Реджепова представляют собой яркий пример грамотного решения синтеза этих абсолютно разных по своей природе видов искусства. Сотканные им эксклюзивные экземпляры портретных ковров позволили увидеть ковровое искусство Туркменистана в новом восприятии.
Среди его многочисленных работ портреты корифеев туркменской литературы: Кемине, Сейди, Азади, Молланепеса, известного русского поэта А.С.Пушкина и других. В этих коврах особенно ярко ощущаются любовь художника к литературному наследию своего народа, глубокие знания смыслового содержания произведений каждого из этих величайших мастеров слова. Пользуясь всем разнообразием средств и форм орнаментального искусства, Джума Реджепов стремился передать не только точность и выразительность образа, но и отразить богатство человеческих чувств и эмоций, вызванных творчеством этих талантливых людей. Работая над ковровыми портретами и соблюдая общую декоративность композиций, он передавал точный, правдивый образ портретируемых им личностей, раскрывал их характер и внутренний мир, используя для этого большой спектр художественных и технических средств.
Ковер «Родина Махтумкули» выткали в 1983 году ашхабадские ковровщицы на головном предприятии объединения «Туркменковер» под руководством его главного художника Джумы Реджепова специально для мемориального музея Махтумкули, создававшегося к 260-летнему юбилею великого туркменского поэта.
В прошлом все ковровые произведения были безымянными. Но на этом ковре художник увековечил имена создателей коврового шедевра: мелкими буквами сотканы имена творцов, которые даны в верхней и нижней частях ковра: Закирова Халтач, Мамедова Амангозель, Курбанова Амангозель, Оразбердыева Огулдурсун, Сарыева Гозель, Мамедова Маягозель, Дурдыназарова Джерен, Ходжовова Сурай, Дурдыева Узы, Арамова Джахан, Какабаева Шэхер, Бабаева Аннабиби.
Для туркменских ковровщиц было большой честью взяться за довольно сложную живописную композицию: фигура Махтумкули изображалась на символическом фоне весеннего Геркеза – Родины Махтумкули, возвышающихся гор, могучих платанов и вспаханных полей, распустившихся алых маков и тюльпанов. В художественном решении этого полотна найдена золотая середина, оно не уподобляется классическому портрету станковой живописи и не пытается примирить живопись с традиционным туркменским орнаментом. Оно остается самим собой – картиной, нарисованной шерстяными нитями.
Фигура поэта занимает сравнительно большое место в центре ковра, который обрамлен традиционной орнаментальной каймой и решен в ограниченной цветовой гамме: коричнево-терракотовых, красно-бордовых и зелено-оливковых тонах. Даже обрамление полотна оригинально и гармонично решено не только по отношению к орнаментальному убранству всей композиции, но и по отношению к образу. Художник уделил внимание и узкой кайме из простого орнаментального мотива, которая обогащает все произведение, усиливая черты декоративности в портрете и его фоне, придавая им оттенок национального колорита.
Автор умело использовал смысловое значение традиционного декора, стремясь выразить мечту великого мыслителя Махтумкули о единой братской семье. На нижней панели изображены основные гёли: ахалтекинский, йомудский, салорский, човдурский, эрсаринский. При работе над эскизом художник стремился передать отдельные детали, характеризующие манеру поэта, его жест, его одежду. Ковер был закончен к сроку. Юбилей был отмечен торжественно, на этом празднике в Геркезе на Родине Махтумкули среди почетных гостей присутствовала и вся бригада ковровщиц вместе с художником Джумой Реджеповым.