СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии Сегодня, 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества Сегодня, 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта Сегодня, 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США Сегодня, 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане Сегодня, 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС Сегодня, 10:47

Магия ювелирных узоров
02 Июль 2013 г., 16:38

Сердолик и позолоченное серебро - главные особенности туркменских ювелирных украшений, которые можно назвать поэмами из металла и самоцветов, посвящёнными туркменской женщине. Ювелирным делом раньше занимались только мужчины. Эта профессия требовала особых навыков работы с инструментами, художественного вкуса, большого терпения. В древности тайны ювелирного ремесла передавались по наследству, в ХХ столетии учеником мог стать уже любой способный подросток. Сегодня этому мастерству обучают студентов на факультете ювелирного искусства в Государственной академии художеств Туркменистана. И хотя большую часть студентов составляют юноши, есть среди них и девушки. Наш рассказ о молодом ювелире Айджамал Чарыевой, которая в этом году стала выпускницей Государственной академии художеств Туркменистана. 

Служить искусству стало, наверное, их семейной чертой: отец Айджамал - Довран Чарыев, художник, дядя по материнской линии - известный ювелир Амансахат Аннабердыев. В детстве Айджамал любила бывать в мастерской своего дяди. Здесь было так интересно - разноцветные камни, блестящие кусочки металла, необычные инструменты... Ей разрешали играть с удивительными камешками - из них она складывала узоры, которые удивляли взрослых удачным сочетанием камней по форме и цвету. Девочка могла подолгу наблюдать за работой ювелира, за тем, какие инструменты он использует. И хотя Айджамал училась живописи в Ашхабадской детской художественной школе имени Бяшима Нурали, любовь к ювелирному искусству оказалась сильнее, и ей захотелось научиться делать украшения. В восьмом классе она сделала первую самостоятельную ювелирную работу - национальные серьги с сердоликом и подвесками шельпе. 


- Конечно, они не отличались тонкой искусной работой, им было далеко до совершенства, - говорит Айджамал, - но я очень радовалась, что сделала их сама, носила эти серьги и была счастлива. Именно тогда я твердо решила стать ювелиром и начала с большей серьёзностью постигать технические приёмы этого древнего ремесла. Занятие ювелирным искусством стало для меня главным, но я по-прежнему люблю рисовать, особенно - акварелью. 

Рассматривая украшения, сделанные Айджамал за годы учёбы в Академии, нельзя не залюбоваться тонкой ювелирной работой, изысканностью прихотливых узоров. Среди её курсовых работ оригинальная подвеска «Акпамык», полная нежности гульяка «Кырк гыз», сюжет которой навеян легендой о горном водопаде, выполненная из мельхиора и латуни гульяка «Куштдепти», покрытая позолотой. В центре этой броши - сердолик, вокруг камня - узорчатые фигурки танцующих девушек, блеск и игра света создают впечатление стремительного движения народного танца, весёлого и задорного. 

Первый большой успех молодой мастерице принесла ювелирная работа «Эне мяхри», признанная лучшей в 2008 году в студенческом конкурсе. А в 2011 году Айджамал Чарыева стала лауреатом конкурса «Türkmeniò Altyn asyry», ежегодно проводимого в нашей стране среди деятелей литературы, культуры и искусства. На этот престижный конкурс Айджамал представила набор женских украшений, куда вошли серьги, брошь гульяка, кольцо и браслет. Эти замечательные изделия, выполненные из серебра и мельхиора, покрытые позолотой, инкрустированные бирюзой и сердоликом, свидетельствуют о большом таланте и мастерстве молодой художницы. 

В 2012 году на выставке, посвящённой 21-й годовщине независимости Туркменистана, которая проходила в Выставочном зале Дирекции управления художественных выставок при Министерстве культуры Туркменистана, впервые была представлена её работа «Тумарша» - своеобразный головной убор, национальное украшение турк¬менских женщин. 

- «Тумарша» - вариант ювелирной работы, идею которой я вынашивала несколько лет, обдумывая все её мельчайшие детали, - рассказывает Айджамал. - Это своего рода прообраз моей дипломной работы «Тумарша Томирис», самое главное и самое значимое для меня произведение. Оно навеяно легендами об удивительной исторической личности – Томирис, царицы массагетов, владевшей прикаспийскими землями в древности. Когда в сражениях с войсками царя Кира погиб её муж, а затем и единственный сын, Томирис сама возглавила войско, враги были побеждены, а Кир обезглавлен. Имя женщины - воительницы осталось жить в народной памяти и сказаниях. 

- Мне хотелось, - продолжает Айджамал, - создать тумарша, достойную этой великой женщины, а также отобразить в самом украшении её воинскую доблесть, поэтому в работе присутствуют узоры в виде копья и щита, а верх изделия украшен узорчатой полосой, означающей принадлежность к царскому сословию. 

Несомненно, Айджамал удалось создать произведение, достойное быть короной великой царицы Томирис.

Зиньят ГАФФАРИ

Туркменистан Золотой век