Творческие виды работ в курсе сольфеджио – представили студенты Лебапской спецшколы искусств
05 Декабрь 2024 г., 10:15
Нетрадиционный мастер-класс по предмету сольфеджио на тему: «Творческие виды работ в курсе музыкально-теоретических дисциплин» состоялся в Лебапской специальной школе искусств. Его провела известный туркменский музыковед, преподаватель высшей категории Юлия Джумаева, имеющая многолетний опыт педагогической деятельности на отделе «история и теория музыки». Об этом сообщил новостной сайт Туркменпортал.
«Целью современного преподавания в музыкальных учреждениях, - отметила педагог, - является стремление специалистов подготавливать крепких профессиональных музыкантов, интересную творческую личность. Сегодня в национальной педагогике страны, большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Внедрение электронных инновационных технологий в модель музыкально-теоретических дисциплин помогает студентам в создании развернутых видео-презентаций, записи музыкальных произведений, которые реализуются, благодаря использованию популярных в мире музыки нотных редакторов, воспроизводящих фразы и элементы нотного письма – программы “Finale”, “Sibelius”, “MuseScore”.
Помимо использования традиционных видов на занятии сольфеджио: интонирования, слухового анализа, ритмических упражнений, музыкального диктанта; необходимо включать творческие формы – сочинение, импровизацию, музицирование. Их применение способствует плодотворному развитию музыкального воображения, фантазии, креативного мышления, повышает мотивацию к обучению».
В первой части занятия заведующий отделом «история и теория музыки» Д.Халбаев, преподаватели Ш.Джоракулыев, Б.Тачов, Б.Худайбердыев, Х.Довранова прослушали и обсудили собственные сочинения учащихся 2-х и 4-х курсов.
Студент 2-го курса Дидар Аманов представил «Детскую пьесу», которая отличалась своеобразием мелодики и ритмики, ярким национальным колоритом. Обращение учащегося Джошгуна Байджанова к двум разноплановым жанрам, оказалось вполне успешным. Ощущение атмосферы старинной галантной эпохи в «Менуэте» и энергичного пульса современной гармонии «В ритме джаза», он передал музыкально-выразительными средствами вполне достоверно.
Синкопированные ритмы, сформированные в полиритмию, экспрессивное glissando, блюзовые ноты использовала в своём сочинении «Джазовая импровизация» Марал Ачилова (2-й курс).
В легком движении закружились романтичный «Вальс» Залины Руслановой и утонченно-возвышенный «Осенний вальс» Марал Ачиловой, очаровавшие слушателей своим лиризмом и изяществом.
«Туркменские напевы» Солтана Алымова (4-й курс) – показательный пример освоения студентом сложной трехчастной формы. В своей фортепианной пьесе, он удачно претворил элементы народной «дутарной» фактуры, орнаментики национального мелоса.
Два романса на слова величайшего туркменского поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги «Разлука» (автор Солтан Алымов), и «Судьба» на слова Зелили (автор Залина Русланова) были написаны студентами в куплетной форме с использованием речетативности. Они прозвучали в выступлении учащихся старших курсов Анжелы Атамурадовой и Манзуры Сердаровой. Их вокал отличался искренним чувством и душевностью, яркой нюансировкой.
Проникновенно, с особой теплотой, были прочитаны автором Самирой Каниевой стихи собственного сочинения «Молодость», «Воспоминание о маме», «В моё окно стучиться осень».
Вторая часть занятия была посвящена интонированию сложных двухголосных полифонических упражнений (учебные пособия И.Способина, А.Агаджанова) и исполнению вокальных произведений известных туркменских и западноевропейских композиторов.
В частности, студентами-теоретиками с большим успехом были представлены: популярный романс Александра Даргомыжского «Я вас любил» на слова А.Пушкина (исполнитель М.Ачилова); лирико-психологический романс «Сквозь разлуку руку подаю» на слова Х.Какалиева (исполнитель А.Атамурадова) и две песни “Eje”, “Watan” из цикла “Meniň dutarymyň aýdymlary” на сл.Н.Байрамова первой туркменской женщины композитора, заслуженного деятеля искусств Туркменистана Джерен Курбанклычевой.
Поддержка, развитие и индивидуальный подход к творческим способностям каждого из таких одарённых учащихся, является одной из приоритетных задач в системе современного образования, ведь талант - это национальное достояние страны, её интеллектуальный творческий потенциал.