"Туркменфильм" снял картину посвященную Махтумкули
22 Май 2014 г., 20:06
В год 290-летнего юбилея великого поэта и мыслителя Махтумкули Фраги на телевизионных экранах страны прошла премьера полнометражной художественной киноленты «Махтумкули», созданной Объединением «Туркменфильм» имени Огузхана.
Авторы киноленты, за основу которой были взяты исторические сведения, а также народные предания и, конечно, стихотворения Фраги, постарались расширить наши представления о жизни поэта, начав повествование с момента рождения мальчика, нареченного именем Махтумкули...
Перенося зрителей через века, фильм воссоздает атмосферу и быт туркменского селения той эпохи, нравы, традиции и обычаи людей, взаимоотношения поколений. Мы видим отца Махтумкули – выдающегося поэта и философа Довлетмаммеда Азади, давшего сыну первые уроки мудрости, нравственности и привившего ему с детства любовь к поэзии, стремление к познанию мира и истины. Мы чувствуем самую трепетную любовь его матери, взлелеявшую в нем чуткую, сострадательную душу, восприимчивую к красоте и добру.
Мы понимаем, что время, в которое пришел в наш мир Махтумкули, было переломным, решающим периодом, когда народ, разобщенный изнутри и вынужденный вести борьбу за существование с внешними неприятелями, более всего нуждался в личности такого масштаба, с такой силой разума и таланта, что способна вдохновить и повести всех за собой.
В сюжетах, где еще десятилетним ребенком Махтумкули впервые сталкивается с трудными жизненными ситуациями, раскрываются истоки этой личности, стойкого характера и того божественного дара, который мы сейчас называем гением Фраги. Наверное, именно тогда в душе Махтумкули вместе с поэтическими образами и строками зародилось обостренное чувство справедливости, горячее желание изменить мир, ход событий и пылкая вера в эту возможность.
Еще маленьким мальчиком он сумел перешагнуть границы обыденного сознания и взглянуть в лицо судьбы. И он не растерялся перед ее вызовом! Несомненно, уже тогда он выбрал свой путь – путь мужества, поиска правды, сути вещей, смысла человеческой жизни и собственного предназначения. В этих поисках происходит раннее взросление Махтумкули. Он с юных лет познал тяжелый труд, помогая старшим по хозяйству, и вместе с тем с большим прилежанием прошел начальное обучение.
В фильме есть эпизод, где мальчик забывается за книгой, попадая в неловкую ситуацию, когда его приняли за похитителя книжного товара. Просто книга для него не была предметом купли-продажи на рынке, но отождествлялась со всепобеждающей силой разума и слова, к которой он тянулся всем своим существом. Именно в мудрости великих он искал ответы на свои вопросы, и не только находил их, но и, по всей видимости, вступал в спор с выдающимися умами…
В следующей части фильма повествуется о молодых годах поэта, исполненных пылкой любовной страсти к девушке Менгли, искренних чувств верности и преданности лучшим друзьям, внутренней борьбы, которую он постоянно переживал, потому что его сердце сгорало во всепоглощающем пламени из скорби и нежности, печали и радости, негодования и гордости за свою Родину. И он не перестает искать знания, продолжая свое образование у лучших учителей и духовных наставников.
Так, молодой поэт попадает в город Хива, в медресе «Ширгази», где его пытливый ум находит пристань в обители мудрости и нравственности, но потом снова отправляется в путь в поисках Истины. Махтумкули движим внутренним порывом принять непосредственное участие в историческом процессе, в который вовлечен его родной народ, – с единственной мыслью, чтобы туркмены смогли создать собственное государство.
В фильме воссоздается многогранный образ поэта – он патриот, готовый отдать жизнь за свободу отчего края и лучшую долю своих земляков, ученый, стремящийся постичь основы мироздания, посол доброй воли, призывающий людей к единству и сплоченности, он влюбленный юноша, для которого вся красота мира предстает в очах единственной избранницы, и ювелир, серебряных дел мастер, который в своих произведениях, как в стихах, отражает идеи о гармонии бытия.
Этот краткий в фильме эпизод, кстати, несет в себе большую символичность – мы, как ювелиры, создаем свое будущее, и от нашей кропотливой работы сегодня, на которую мы не пожалели времени и творческих сил, зависит наш завтрашний день.
Это еще один урок от Махтумкули: создавайте вашу жизнь такой, какой вы ее хотите видеть, – от усилий зависит и результат.
Постановщики фильма сознательно опустили многие известные факты из биографии поэта, чтобы высветить главное – суть феномена Махтумкули, родившегося в роковой для туркменского народа час. При этом, в киноленте, многие сцены которой сняты в исторических «декорациях» знаменитых архитектурных памятников Туркменистана и Узбекистана, явственно озвучена духовная связь поколений: многие идеи и умозаключения в произведениях Махтумкули почерпнуты из сочинений его отца, автора дидактической поэмы «Бехишт-нама» и уникального для туркменской литературы трактата в стихах «Вагзи-Азад». И мысли об устройстве счастливого и справедливого государства, выраженные в этом трактате, были впоследствии углублены философским содержанием и утонченностью поэтических форм произведений Махтумкули.
Как мы видим из стихотворений Фраги, которые звучат на протяжении всего фильма, поэт осознавал свою избранность, свою исключительную миссию, данную ему великим даром обостренного чутья гармонии, красоты и справедливости. И прекрасно понимал, что это – труднейший удел, но его не пугали тяготы и лишения, ведь он жаждал не славы и почестей для себя, а достойной жизни для своих соотечественников.
Все пророчества Махтумкули сбылись, но каждый раз, сколько бы мы не перечитывали его стихотворения, они открывают нам новые грани вечных понятий, таких, как любовь и верность, долг и честь, жизнелюбие и милосердие, терпение и мужество, решительность и надежность, достоинство и ответственность, совесть и скромность, бескорыстие и отзывчивость... Они словно семена, упавшие некогда в землю, прорастают с тех пор живыми травами, цветами и деревьями, колосятся золотыми щедрыми нивами.
И именно этой темой завершается фильм о Махтумкули – севом новых полей, закладкой будущего урожая… Кинокадры сменяются фрагментами хроникальных репортажей – в стране идет сев, начало которому дают аксакалы-яшули. Преемственность традиций, духовных заветов, идей о благополучном счастливом обществе и едином могущественном государстве – главная мысль, заложенная в основу фильма о великом туркменском поэте и мыслителе Махтумкули Фраги.
Статья из сайта Aşgabat.net