В Московской консерватории состоится лекция, посвященная Махтумкули
20 Август 2024 г., 12:20
21 августа в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского состоятся мероприятия под тематическим названием «Поистине стал он устами Туркмении», посвященные 300-летию Махтумкули Фраги. Перед концертом с лекцией «Наследие Махтумкули и современное музыкальное искусство» выступит старший преподаватель кафедры истории музыки Туркменской национальной консерватории имени Майи Кулиевой Лейла Бабаева.
Перед отъездом в Москву корреспондент Asmannews встретилась с Лейлой Чарыевной, которая в эксклюзивном интервью нашему сайту рассказала о своем постижении творчества великого поэта и лекции, которую предстоит услышать представителям российского музыкального искусства.
- Лейла Чарыевна, расскажите, когда вы впервые познакомились с творчеством великого поэта?
- Мое знакомство с произведениями классика туркменской литературы Махтумкули произошло параллельно с изучением музыки. Я родилась в музыкальной семье. Родители всю жизнь посвятили деятельности в области культуры, а также в педагогической и творческой сфере.
Непререкаемым духовным авторитетом для нас был отец – Чары Бабаев, который успешно сочетал руководящие должности в Министерстве культуры страны с творчеством. В 1992 году он стал заведующим кафедрой народных инструментов в Туркменской национальной консерватории. Много времени отдавал реконструкции туркменских национальных инструментов, был прекрасным знатоком народной музыки.
В гостях у нас бывали известные композиторы и музыканты, поэты и литераторы. С детства я слышала песни, созданные бахши на слова стихотворений Махтумкули. Часто приходил к нам Байрам Аширович Маммедов – большой знаток творчества поэта, который великолепно читал его стихи. Кроме того, мой брат писал песни на слова Махтумкули и мы дружно их пели.
- Ваша лекция состоится в Московской консерватории. Какие чувства в этой связи вы испытывайте?
- Безусловно, большую ответственность и одновременно гордость. Московская консерватория «альма матер» для моей семьи. Здесь учился отец, затем я училась на теоретико-композиторском факультете по специальности «музыковедение». Моими педагогами были выдающиеся теоретики, композиторы и музыковеды: Холопов Ю.Н., Кандинский А.И., Протопопов В.В., Назайкинский Е.В., Долинская Е.Б., Волков К. Е., Розанова Ю.А и другие.
Именно в Москве я стала глубже изучать творчество Махтумкули. Темой исследования стал вокальный цикл Нуры Халмамедова на произведения поэта.
Затем исследование продолжилось в аспирантуре, где данная тема расширилась - «Образ Махтумкули в творчестве туркменских композиторов». В 2023 году была издана моя монография на эту тему.
Хочу подчеркнуть, что тема Махтумкули в музыкальном искусстве неисчерпаема, как неисчерпаема глубина философской мысли и поэзии нашего великого классика.
- Сколько музыкальных произведений создано туркменскими композиторами на стихи Махтумкули?
- Многие композиторы обращались к творчеству Махтумкули. Уже несколько веков произведения поэта вдохновляют лучших туркменских музыкантов. Пожалуй, каждый из них, будь то народный бахши, или современный композитор, отдал дань восхищения великому мастеру.
В моем научном обороте 200 произведений, все они перечислены в разделе Приложение. У каждого композитора, когда-либо обращавшегося к творчеству поэта, своя оригинальная музыкальная трактовка образов.
- На ваш взгляд специалиста, кто из туркменских композиторов наиболее приблизился к пониманию творчества Махтумкули?
- Музыкальное начало поэзии Махтумкули выражается как в эмоциональном строе его творений, так и в структуре формы и составляющих ее элементов. В этой связи отмечу вокальный цикл Халмамедова, отличающийся глубиной постижения философии поэта, эмоциональным строем и необыкновенно тонким чувством народных основ его творчества. Не случайно вокальный цикл Халмамедова на стихи Махтумкули относится к мировым музыкальным шедеврам.
Также оригинальностью трактовки отличается Первая симфония Вели Мухатова «Памяти Махтумкули» – яркий образец воплощения образа поэта в туркменской симфонической музыке. Произведение Вели Мухатова является выражением философии поэта, олицетворением его мировоззрения, раскрывает отдельную грань судьбы поэта.
Из современных авторов хочу выделить Мамеда Гусейнова – композитора и популяризатора туркменской музыкальной культуры, арт-директора Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова, благодаря которому и состоится концерт «Поистине стал он устами Туркмении». Мамед Гусейнов создал монооперу «Монологи Махтумкули Фраги», отличающуюся образной глубиной, ярким национальным колоритом. Туркменским слушателям моноопера уже знакома – она звучала на различных сценах и концертных площадках. И каждый раз она удивляет богатством мелодического материала, сложным гармоническим решением и интересными композиторскими находками.
Надо также отметить, что творчество Махтумкули продолжает вдохновлять туркменских композиторов, особенно этот интерес возрастает в год юбилея поэта.
- О чем вы будете рассказывать московской музыкальной аудитории?
- Тема лекции – «Наследие Махтумкули и мировая музыкальная культура». Концерт и лекция состоятся в рамках проведения ХVIII Московского фестиваля «Собираем друзей». Поэтому главная цель лекции - обозначить вклад великого поэта в мировую культуру, в том числе и в музыкальное искусство
- Успехов вам и всей делегации Туркменистана в проведении важного мероприятия.