Туркменские кони
30 Апрель 2014 г., 08:37
Туркменистан признан не только родиной всемирно известных ахалтекинцев, но и колыбелью всего коневодства в целом.
В минувшее воскресенье в Туркменистане отметили День туркменского скакуна, отмечаемый в стране с 1992 года каждое последнее воскресенье апреля. Праздничные мероприятия в нынешнем году, символом которого по восточному календарю является Лошадь, стартовали чуть ли не середины апреля. Среди деятелей искусств были организованы тематические творческие конкурсы, в которых художники, скульпторы, ювелиры, поэты и композиторы состязались в увековечивании великолепия и грации этого чуда природы – ахалтекинца. Спорткомитет устроил соревнования по одному из олимпийских видов спорта - конкуру (преодолению препятствий). В чреде праздничных премьер состоялось также открытие нового учебного центра Ашхабадского конноспортивного комплекса. В Ашхабаде были проведены два крупнейших международных форумов – IV заседания Международной ассоциации ахалтекинского коневодства, выставки-ярмарки и VI Международной научной конференции «Туркменский скакун и мировое искусство коневодства». А в конце прошлой недели в юго-западной части Ашхабада был устроен шестидесятикилометровый марафон на фоне изумительного пейзажа предгорий Копетдага. Двадцать девять скакунов в возрасте от 4 до 12 лет из Ахалтекинского конного комплекса Президента Туркменистана, Национального центра конного спорта, Государственного объединения «Туркмен атлары», министерств внутренних дел, обороны, госпогранслужбы и частных коневодов соревновались в выносливости и быстроте. Накануне самого праздника в Ашхабаде торжественно открыли скульптурную композицию, посвященную абсолютному чемпиону породы Янардагу, образ которого украшает Государственный герб Туркменистана.
Апофеозом праздничного марафона в честь туркменского скакуна стало воскресное действо в Международном конноспортивном комплексе, раскинутом в живописной Прикопетдагской долине. Среди многочисленных зарубежных гостей на трибуне находились президент Турции Абдулла Гюль и глава Татарстана Рустам Минниханов.
На ипподроме открылось грандиозное гала - шоу с участием туркменских, турецких артистов, татарского танцевально-хорового ансамбля «Адыгель» и знаменитым ансамблем конных игр «Галкыныш» со своей феерической программой. На захватывающих дух скачках выступали также и турецкие наездники. Победителям скачек, проведенных по случаю праздника легендарных ахалтекинских скакунов были вручены специальные призы Президента Туркменистана, ключи от легковых автомобилей, а также кубки Президента Туркменистана и Президента Турецкой Республики.
Немного из истории
Особую славу от греческого Парфенона до Великой Китайской стены снискали удивительные и неповторимые скакуны Парфянского государства, культовый центр которого располагался на территории нынешнего Туркменистана.”Называйте лошадей узов совершенством запада, а коней Да-ваня небесными”, - писали в манускриптах Поднебесной империи. Китайский император не раз посылал в эти края военные экспедиции с тем, чтобы пополнить свои табуны.
Туркменский этнос, сменивший парфян и бактрийцев и получив от них “святое наследство” сумел, несмотря на все перипетии судьбы, донести славу “живых памятников” Нисы и Мерва до наших дней. Ниссейским коням дали имя Ахалтекинец, в честь крупного туркменского племени Теке и культурного оазиса Ахал. Текинцам удалось сохранить древнюю породу в чистоте и во всем блеске на протяжении трех тысячелетий благодаря своему спартанскому образу жизни и занимаемому ими живописному ландшафту.
Отгороженный горами и Каракумами оазис Ахал, узкой полосой протянувшийся у подножия хребта Копет-Даг от Бахардена до Артыка стал ареалом знаменитой породы. В частых набегах и войнах с грозными и могущественными соседями резвость и боевые качества коней были вопросом выживания для туркмен, и в них они видели не просто помощника и друга, но, прежде всего спасителя. От ахалтекинца нередко зависела жизнь воина, особенно при многодневных переходах через знойные пески, где температура порой зашкаливает за 50 градусов. Что интересно, у текинцев не было больших табунов, они держали коней по одному – два на одном подворье, кормили с рук отборным зерном, лепешками с бараньим салом, тщательно готовя их к частым набегам и скачкам.
Кропотливым усердием многих родов была создана уникальная порода, и секреты этой шлифовки передавались из поколения к поколению. Уже с годовалого возраста у жеребенка вырабатывали присущие этой породе непомерную скорость и удивительную выносливость. Например, чтобы увеличить гибкость передних ног и шеи, лошадей кормили зерном, рассыпанным на кошме: животные вынуждены были подгибать передние ноги и тянуть шею. Ахалтекинцы имеют своеобразное узкое суховатое телосложение, и особую красоту им придает благородная форма головы на высокой и тонкой шее. Еще в древности поражал их исключительный экстерьер: ”Движения их горячи, но легки и неутомительны для всадника. В походах они мужественны и выносливы, но характером возбудимы и гневны. Они большого роста, элегантны.”
Туркмены на память знали родословные своих питомцев за несколько поколений, и это при отсутствии стэдбуков - племенных книг. На случку с родовитыми жеребцами, самыми быстрыми, от которых рождалось резвое потомство, дехкане приводили своих кобыл за десятки и даже сотни километров. Бывало и сам хозяин достойного коня разъезжал на нем по кишлакам и предоставлял своего жеребца для случки. Все это и приводило к созданию генеалогических линий в породе. По оценкам государственной ассоциации Туркменатлары, (Туркменские кони) на земном шаре сейчас сохранилось чуть более двух тысяч голов ахалтекинцев, одна треть из которых обитает на родине. Особое внимание уделяется жеребцам-производителям, хранителям генофонда ахалтекинцев. Сегодня на учете семнадцать линий прославленных скакунов. Специалисты селекционно-племенной комиссии из гособъединения "Туркмен атлары" строго отслеживают их родословную.
В средние века туркменских всадников нередко нанимали на службу правители соседних государств, так, они были в личной охране багдадских халифов в VIII-Х веках. Заметно отличился “летучий” туркменский отряд и в армии “железного” Тимура - эмира Самарканда и других владений Мавераннахра в 15 веке. Позднее ахалтекинцев массово завозили в пределы Российской имерии и Западной Европы, что оказало на коневодство этих стран впоследствии значительное влияние. Широкую известность получил вошедший в историю уникальный по тем временам конный пробег из Ашхабада в Москву в 1935 году, когда
В бытность СССР генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев подарил английской королеве Елизавете ослепительного ахалтекинца Мелекуша (Светло-желтая птица). Но, несмотря на признанное у английского двора великолепие ахалтекинца, у себя на родине судьба коня в советское время складывалась драматически. Для выполнения плана по мясозаготовкам на заклание шли даже кони ахалтекинцы. Древнейшая порода оказалась на грани исчезновения. И только в 1986 году вышел Указ туркменского правительства, запрещающий убой этих коней и разрешавший держать их на частном подворье. Все это и стало точкой отсчета возрождения национальной культуры коневодства, а ее подлинным символом принятый впоследствии Государственный герб страны, в центре которого изображен легендарный ахалтекинец Янардаг.
Миве Аллаярова