СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии 04 Декабрь 2024 г., 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества 04 Декабрь 2024 г., 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта 04 Декабрь 2024 г., 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США 04 Декабрь 2024 г., 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане 04 Декабрь 2024 г., 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС 04 Декабрь 2024 г., 10:47

Народный художник Туркменистана Сарагт Бабаев рассказал о работе над монументом Махтумкули Фраги
17 Май 2024 г., 08:51

Наш собеседник народный художник Туркменистана, почётный старейшина, кавалер ряда высоких государственных наград и лауреат международных премий, скульптор с мировым именем Сарагт Бабаев. 

Корреспондент онлайн-радио «Голос СНГ» в Ашхабаде накануне открытия величественного памятного комплекса на юге Ашхабада встретился с известным монументалистом и попросил рассказать, как проходила работа над грандиозной скульптурой великого туркменского поэта и философа Махтумкули Фраги.

Но сначала стоит поближе познакомиться с этим удивительным человеком, живущим где-то далеко от нас в своих иллюзорных и бескрайних степях, бродя по которым, он находит свои оригинальные идеи.

Следует отметить, что Сарагт-ага «вдыхает жизнь» в глыбы гранита, мрамора, куски дерева и сплавы бронзы, создавая из них вечные образы. В этих работах центральным аккумулятором духовных эмоций служат близкие его сердцу национальные мотивы. Может быть поэтому в образах, созданных Сарагтом Бабаевым один за другим оживают исторические личности прошлого и национальные герои. Такие произведения художника получаются исключительно достоверно, гармонично и экспрессивно. В них сплетаются каноническая академичность и внутренний пламень ваятеля. 

Вот и на этот раз, вспоминая о воплощении нового проекта - гигантского памятника, художник перемещался в другое измерение, ведомое лишь ему одному, а потом опять возвращался.                   

Сарагт-ага, расскажите пожалуйста о самой концепции уникального монумента, выборе места и его эффекте уже в завершённом значении.

- Прежде всего надо отметить, что выбор места не случаен, на предгорном возвышении в южной части Ашхабада. Скульптура, высота которой более 60 метров, а основание более 20 метров, отлична видна во весь рост практически со всех обзорных точек столицы.

Во время рассвета солнце плавно охватывает фигуру, развёрнутую на восток, ярко озаряет её светом нового дня,символизируя о том, что настало то долгожданное время свободы, о котором не раз упоминал в своих произведениях туркменский классик. Эффект ожидается такой, что при приближении к объекту будет дух захватывать. Признаюсь, я и сам, когда находился на рабочей площадке, невольно вспоминал строки поэта о великой шири, простирающейся от хазарских зыбей до глади Джейхуна.

До открытия исторического монумента остались считанные часы, как велось его возведение?

- В настоящее время скульптура как единое целое, выйдя из макетного формата, обрела свои реальные очертания. ВсеСейчас компонентные работы производились по графику. Структурные части мемориальной композиции отливались у нас в стране, их отдельными частями привозили к месту и спаивали в одну форму.

Также хотелось бы поблагодарить отряд опытных профессиональных специалистов, которые работали на этой площадке. Это плавильщики, операторы башенных кранов, мастера сварочных работ и транспортники. Они работали очень слаженно, поэтому дело спорилось.

А как происходили процессы анализа реализованных стадий?

- Поскольку объект достаточно высок использовались фотокамеры с максимально высоким разрешением. Мы делали снимки стыков и других узловых элементов, после чего, увеличивая фотоиллюстрации на мониторе, внимательно изучали, как была выполнена работа. В ходе таких процессов выявлялись и оперативно устранялись технические недочеты. 

Ещё один вопрос, который очень интересует читателей. В ваших работах образ великого философа ожил в другом головном уборе того времени – чалме, хотя на портрете известного художника Айхана Хаджиева Махтумкули Фраги изображён в каракулевой шапке.

- В эпоху, когда жил и творил классик, чалма была частью одежды священников, богословов и в целом очень образованных людей. Махтумкули Фраги был одним из таких всесторонне одарённых личностей, подарившим поколениям колоссальное наследие. Теперь проведём небольшие исторические параллели, в недалёком советском прошлом, когда жил Айхан Хаджиев изображения этого предмета гардероба не приветствовалось в связи с общественно-политическими воззрениями.

Поэтому талантливый художник, находясь в понятных рамках, создал образ философа в каракулевом головном уборе. Однако в наши дни современники сразу согласились и приняли новый образ великого поэта, где он предстаёт в чалме. Они понимают, что Махтумкули был академиком, профессором и доктором международного масштаба в своём времени. Лично я, как весь туркменский народ, высоко чту нетленные труды великого мыслителя Махтумкули Фраги, его гений одухотворяет моё творчество.

Сарагт-ага благодарим вас за интересную беседу и желаем больших творческих успехов в будущем!

Отметим, что величественный монумент классика туркменской литературы и культурно-парковый комплекс «Махтумкули Фраги» были воздвигнуты в живописном местечке Ашхабада по инициативе Национального лидера туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедова в ознаменование 300-летия великого философа и мыслителя Востока. Церемония открытия состоится вечером 17 мая.