СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии Сегодня, 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества Сегодня, 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта Сегодня, 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США Сегодня, 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане Сегодня, 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС Сегодня, 10:47

В Лебапской специальной школе искусств состоялся концерт молодых дирижеров
14 Май 2024 г., 11:50

Весенняя пора в Лебапской специальной школе искусств ознаменовалась проведением цикла ярких интересных мероприятий. Среди них – академические и отчетные концерты всех отделений, музыкальные вечера, посвященные юбилейным датам выдающихся деятелей искусств Туркменистана и мировой культуры, научно-методические конференции и конкурсы.

Особенно запоминающимся событием явился концерт студентов отделения «туркменские национальные и народные музыкальные инструменты» по специальности «оркестровое дирижирование».

Необычен он тем, что главные участники концерта юные выпускники школы искусств, выступили в качестве начинающих дирижеров оркестра народных инструментов.

Оркестр - симфонический, камерный, духовой или народный – это прежде всего, живой многотембровый организм, находящийся в постоянном развитии и совершенствовании.

И основная сложнейшая задача дирижера – профессиональное руководство исполнением музыкального произведения, его своеобразная интерпретация; и координация действий музыкантов.

Выдающийся американский композитор, пианист, дирижер XX века Леонард Бернстайн писал:

«В замысле дирижера сказывается талант, в исполнении оркестрантов - искусство. Дирижер никогда не должен ставить себя между музыкой и публикой, все его усилия, какими напряженными и эффектными они ни были, должны быть направлены на служение композитору и музыке. Основная задача дирижера – придать музыкальному произведению новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию».

В данном контексте, особенно интересно было наблюдать за разнообразной дирижерской техникой молодых дирижеров и их своеобразным исполнительским стилем.

Программу концерта составили широко популярные сочинения Нуры Халмамедова, Ровшена Непесова; народные мелодии в самобытной обработке туркменских композиторов.

Открыло концерт сочинение Habaryň barmy Довлета Ханова в дирижерском исполнении студентки 4 курса Джерен Байлыевой (педагог Шерипбай Худайкулыев) и студента 2 курса отделения «искусство вокального пения» Аннагельды Мамедова, отмеченное мелодической выразительностью и национальным колоритом.

В вихре красочных созвучий закружились темпераментные ритмы пьесы Tico-Tico бразильского композитора Зекиньи де Абреу (за дирижерским пультом - Гульрана Авлякулыева, педагог- Шерипбай Худайкулыев).

Сопоставление громких и тихих динамических оттенков в музыке (форте и пиано), плавность и качество переходов, акценты и нюансы в вальсовом ритме пьесы Ровшена Непесова Näzlim – были верно прочувствованы студенткой Мамаджан Акмурадовой (преподаватель Базаргуль Нарбаева).

Известно, что жесты дирижера – это своеобразная синхронизирующая ритмическая формула, отбивающая доли такта, ведь смотря на руки дирижера, музыканты, солисты и певцы, начинают и заканчивают свои партии в едином темпе. Дирижер всегда должен иметь глубокое понимание музыки, ее структуры, гармонии и ритма; вдохновлять и мотивировать коллектив.

Именно такое чувство ансамблевой слаженности и внутренней концентрации, ощутила публика при прослушивании одного из самых ярких произведений – симфонической сюиты «Туркменистан» выдающегося туркменского композитора Нуры Халмамедова. Три части из этой сюиты прозвучали в различных дирижерских версиях: 2-я часть «Тюйдук» в исполнении Арзув Агалыевой; 3-ая часть «Танец девушек» в исполнении Манзуры Мекановой; 4-ая часть «Дутар» в трактовке Юсупа Имамова (преподаватель Сатар Джумаев).

Отличительные черты этого сочинения: особенности творческого метода композитора - слияние национальной почвенности с современным письмом; праздничное ликующее настроение - были очень точно переданы молодыми дирижерами и оркестрантами.

Сложнейшая в метроритмическом отношении музыка 4-ой части сюиты «Дутар», была исполнена с большим воодушевлением и профессиональным мастерством (за дирижерским пультом – Юсуп Имамов). Точное и логическое снятие аккорда, ясный ауфтакт, полнейшее соответствие жеста качеству звука были характерны его исполнительской манере.

Движения рук и корпуса у юных дирижеров должны быть максимально четкими и ясными. Ведь, именно невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, передает намерение дирижера музыкантам – темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры.

Данные качества ярко проявились при исполнении туркменской народной мелодии Bal- Saýat в обработке. Вели Ахмедова (дирижер- Мерген Асданов, соло электородутара – Гунча Довлетдурдыева).

Большую помощь талантливой молодежи оказали преподаватели отдела «туркменские национальные и народные музыкальные инструменты» - Дмитрий Сюра, Агамурад Мурадгельдыев, Сердар Чарыев, которые принимали активное участие в процессе репетиций и подготовки концертного репертуара.

Следующий этап, где молодые дирижеры должны достойно продемонстрировать свои профессиональные умения и мастерство - государственные экзамены. Пожелаем же им творческих успехов и музыкальных побед в дальнейшем совершенствовании этой интересной специальности!