СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: На ГТСБ - Туркменистана закуплены ковры и продукция нефтехимии Сегодня, 11:07Туркменистан и Италия обсудили план многостороннего сотрудничества Сегодня, 11:05Президент Туркменистана отметил открытие выставки турецкого экспорта Сегодня, 10:57На торгах биржи Туркменистана проведены сделки на 47 млн. долларов США Сегодня, 10:52Новый посол Греции приступил к работе в Туркменистане Сегодня, 10:50Туркменистан был представлен на заседании Совета министров иностранных дел ОЭС Сегодня, 10:47

В Балканской спецшколе искусств пройдет премьера оперы «Монологи Махтумкули»
23 Февраль 2024 г., 10:14

 

Фестиваль под названием «Фраги, ты мудрец во Вселенной!» организует в честь 300-летнего юбилея Махтумкули Балканская специализированная школа искусств. Творческая акция стартует 26 февраля и продлится всю неделю - по 3 марта.Об этом сообщил новостной сайт ORIENT.

Стихи поэта и мыслителя Махтумкули стали голосом туркменской души. Изучение его философского и творческого наследия обогащает духовное и патриотическое воспитании молодежи, ее мировоззрение. Молодые преподаватели Балканской спецшколы искусств решили ознаменовать свой фестиваль исполнением произведение нашего соотечественника Мамеда Гусейнова «Монологи Махтумкули» для сопрано, виолончели и оркестра (переложение для фортепиано), которое прозвучит 29 февраля.

С партией сопрано выступит лауреат V Московского международного фестиваля «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова Гульханум Ламетова, виолончели - Аразмырад Мырадов, фортепиано - Гуйзгельди Аннабердиев и Тылла Сятиева.

Композитор Мамед Гусейнов, арт-директор фестиваля «Звуки дутара», председатель Туркменского регионального отделения Союза композиторов Евразии, музыкальный и общественный деятель, лауреат всероссийских и международных конкурсов, принимает огромное участие в подготовке исполнения этого сочинения и считает эту премьеру «особенно важной, так как это произведение звучит на Родине, можно сказать: из ее глубин взято и в неё же возвращено».

«Монологи Махтумкули» были написаны им в период с 2007 по 2013 годы, что уже свидетельствует о монументальности работы. В своем музыкальном исследовании автор выбирает для погружения стихи Махтумкули «Призыв», «Начала», «Добро и зло» из книги Родины, «Печаль» из книги Познания, «Истина» из книги Мира в переводе Арсения Тарковского. Выбор этих стихов не случаен, они охватывают огромный спектор философских взглядов поэта. Образ Махтумкули, ищущего смысл жизни и ответов на вечные вопросы, в моноопере раскрывается через две ведущие партии - голос и виолончель, передающие как бы разговор поэта с самим собой, который перерастает в разговор со Временем.

Открывает монооперу «Призыв», где монолог Фраги звучит на фоне клокочущей ритмически-моторной виолончели, как символ внутренних переживаний поэта. Эта сцена-эпиграф полна смысловых аллегорий, эмоционального запала и утверждает бесконечную веру в победу света над тьмой.

Нет больше равновесья на земле,
Какие судьбы смотрят в наши лица!
Клокочет мысль, как кипяток в котле;
Не тронь ее, она должна пролиться!
Из ничего мы в мир пришли вчера;
Тот – сын порока, этот – сын добра.
Пусть волчья начинается игра,
И добрый слух из края в край промчится!

Следующая сцена – «Начала», в ней поэт выступает как провидец с глубокими философскими размышлениями. Музыкальная ткань насыщена сопоставлением волнующих переливов с замирающими аккордами в аккомпанементе. Вокальная и виолончельная партия, продолжая диалог между собой, наполнены характерными для туркменской народной музыки мелодическими и кварто-квинтовыми оборотами.

Разочарование и тоска поэта – «Истомил мою душу бесконечный обман…» - раскрывается в третьей сцене монологов. Чувства несправедливости и печали драматически развиваются поочередно в обеих партиях. Вторя друг другу, или продолжая музыкальную мысль, солирующие партии завершают трагическую историю на кульминационных словах «Если пел я - молчали соловьи…Но печали спеть Фраги помешали самый лучший дестан».

Устав от печалей, Фраги обращается к природе, чтобы набраться сил перед последней битвой. Философско-лирическая сцена «Истина» отличается красочностью и напевностью. В солирующих партиях преобладают мелодические обороты, которые с нарастающим психологизмом подготавливают слушателя к решающему сражению добра и зла.

На фоне тяжелых вступительных аккордов звучат виолончельные выдохи, последняя битва началась. Партия голоса находится все время в напряжении. Мелодические обороты наполнены восточным колоритом, звучат утвердительно. Каждая фраза имеет свое кульминационное завершение и воспринимается как финальная. Поэт не дает ответы на поставленные вопросы в начале монооперы, однако выступает как духовный наставник и патриот с утверждением «Народ мой не приемлет зло!».

Солирующие партии во всем произведении отличаются сложностью и насыщенностью музыкальных приемов. Туркменским колоритом подчеркнута философско-лирическая и патриотическая тематика. В огромном спектре образов в музыке четко прослеживаются и пейзажные зарисовки горной долины реки Этрек с притоками Сумбара и Чендыра.

Композитор Мамед Гусейнов в своем сочинении прочувствовал и передал образ великой личности – философа, мастера Слова и провидца 18-го века. Тем и интересен для исполнителей этот жанр монооперы, охватывающий различные ипостаси образа Фраги.

И кто Махтумкули осудит
За то, что он не позабудет,
Что правде слово дал …