Культура по остаточному принципу или о том, кто у кого мораль украл
26 Февраль 2014 г., 16:48
После обретения независимости Туркменистан, как и все другие республики, особое внимание стал уделять подготовке высококвалифицированных кадров для всех сфер народного хозяйства, в том числе для культуры и искусства. На тот момент складывалась такая ситуация, что существовавшие учебные заведения культуры не отвечали требованиям современности. Головной вуз - институт искусств, хоть и был основной «кузницей кадров», но всё же готовил специалистов лишь по нескольким профессиям. Специализированные училища и школы, хотя и имели в своих рядах талантливых педагогов, но всё же, как и вся культура бывшего союза финансировалась по остаточному принципу. И не могла выдавать на-гора в полной мере желаемое. Тем не менее, в стенах этих учебных заведений готовились и получали профессиональное образование те, кто впоследствии становились известными музыкантами и артистами.
На тот момент в республике существовали несколько театров, не было своего актерского факультета. Здания и помещения театров, кинотеатров выглядели удручающе, а кое-где даже были переоборудованы под бары и рестораны. Режиссеры не могли в полной мере проявить свои способности из-за отсутствия элементарных технико- сценических возможностей. Хоть в старом драмтеатре и существовала студия -актера, многие, чтобы получить актерскую специальность выезжали учиться за пределы страны. Такова была реальность. Все престижные, а значит, редкие профессии можно было получить только, выехав на обучение в Россию. Не готовили в Туркменистане актеров, режиссеров, журналистов, композиторов и оперных певцов. Престижные специальности держались поближе к «дворцам», чтобы отпрыски великих и могучих партийных и государственных деятелей СССР могли получить профессию по душе, не требующую физических и моральных затрат на хлопковых полях.
И нет ничего удивительного в том, что многие известные ныне по всей Центральной Азии поэты, писатели, актеры, музыканты и художники получали свои знания в Москве или Ленинграде, где были сконцентрированы лучшие профессиональные кадры некогда единой страны.
Говорить о влиянии русской культуры на население республик вообще не приходится. Хочешь достичь высот, будь добр изучай язык, культуру и быт великого народа. Периодика, литература в подавляющем большинстве выходила на русском языке. Понятно, что талант в такой ситуации поддерживался и «поправлялся», «редактировался» и «переводился». Нужны были «имена», чтобы за ними тянулись все остальные. Идеологическая цепочка взаимосвязей культур была выстроена идеально.
Что мы имели после развала? Повсеместно отдельные известные личности из советского прошлого, постепенно уходящие с арены. Кадры, десятилетиями готовившиеся системой, ещё долгие годы служили и продолжают сегодня верно служить, но уже в другом измерении и в другом вакууме. Там, где имелась почва для воспитания нового поколения талантов, происходила хоть и медленная, но ротация кадров культуры. В Туркменистане же, как было сказано выше, не было той достаточной благотворной почвы, на которой можно было бы, не останавливаясь, продолжать готовить достойную смену. Многие ведущие режиссеры, сценаристы, люди творчества, не желая отставать в профессиональном развитии, задолго до развала союза, вынуждено выехали в поисках возможностей и средств, для создания новых произведений. И это понятно, за это их никто не осуждает. Наоборот, узнав об их очередных творческих достижениях, на родине только радуются. Появление в титрах фильмов имён известных сценаристов, режиссеров, актеров вызывает у молодёжи бурю восторга, перерастающую в огромное желание стать такими же светилами искусства. Подавляющее большинство молодых ребят, выезжающих сегодня на учебу выбирают себе именно гуманитарные профессии - актеров, музыкантов, режиссеров.
Но культура не была бы национальной, если бы и в советские времена не появлялись бы самородки, гении из народных глубин, которые, не имея особого образования, пробивали себе дорогу к известности. Уместно было бы вспомнить многих народных артистов Туркменистана, которые оканчивали лишь студию при театре и становились любимцами народа. Или, взяв в руки мольберт и кисточку, становились поистине народными художниками. То же самое касается поэтов и писателей. И таких примеров масса. Все они вышли из недр богатой и древней культуры туркменского народа. Одно лишь перечисление их имен заняло бы много места. Думается, достаточно, вспомнить лишь один из известнейших фильмов Б.Мансурова, в котором снималась масса людей, не имевших никакого специального образования, но со временем ставших звездами отечественного кино. Так что не оскудеет земля туркменская талантами.
Но всё это вовсе не означает, что образование не нужно. Сознавая это, в своё время правительством были открыты Академия художеств, Институт культуры, Национальная консерватория, множество музыкальных училищ и школ, которые постепенно получили суперсовременные помещения и здания, оснащенные по последнему слову техники. Театры переселились в беломраморные дворцы, отвечающие всем современным требованиям театрального искусства. Во всех этих учебных заведениях трудятся высокопрофессиональные педагоги. Среди них немало тех, кто имеет учёные степени. Всё, как и положено, как и везде. Не за горами то время, когда на культурном небосклоне засверкают новые имена, а они – новые таланты, уже на подходе. Они уже проявляют себя на различных конкурсах и олимпиадах, в том числе за рубежом. Появятся и новые - Мухатовы с Нурымовыми. Продолжают творить и прежние мастера сцены и кино. Дело за временем.
Всем ребятам, обучающимся сегодня как в республике, так и в других странах (Украина, Белоруссия, Россия, Германия, Великобритания, США) уготовано блестящее будущее. К их возможностям, для роста их таланта в стране сегодня созданы все условия.
Однако есть и те, кто скептически, и даже с долей усмешки относится к развитию культуры и искусства в республике. Но они здесь, они работают и помогают в этом непростом деле. Изо дня в день видно как меняется в лучшую сторону и их настрой. Но есть и другие, которые из далёка, да исподтишка, пытаются «вдарить» в под дых. Есть такие и в «Фергане». Нет, это не город в Узбекистане известный своей древнейшей культурой. Это паршивенький Интернет сайт, в котором «окопались» отшепенцы из республик Центральной Азии. Взявшись рассуждать о морали и нравственности, о воспитании студентов в вузах страны, они берут на себя ответственность говорить о том, чего не ведают. Не нравится им, видите ли, воспитательная работа в вузах. Где-то откопали сведения о том, что на занятиях в группах присутствуют по два-три студента. И на всём этом основании делается громогласное заявление о том, что все студенты-туркмены, в том числе обучающиеся за рубежом чуть ли не рецидивисты. А высоконравственный пример для них это, когда папенькин сыночек по блату поступает в один из вузов страны. Вот такая у них мораль. Так, что ещё большой вопрос кто у кого мораль крадёт.
Тязегуль Гочяева