Турция: ислам в действии
21 Февраль 2014 г., 12:25
Турция преображается на глазах: как отмечают гости этой страны, за последнее время там произошли весьма интересные изменения, которые сложно встретить в любой другой стране мира.
В частности, по всей Турции – не только в Стамбуле, но и в других городах – появились домики для бездомных кошек. Домики стоят возле мечетей, на улицах, возле рынков. Ухаживают за животными сами граждане или местные дворники, кормят – все. Происходит это в рамках специальных программ городских властей, которые, к слову, заботятся не только о бездомных животных.
Удивиляешся увидев необычные сооружения, такое отношение к животным характерно именно для настоящих верующих мусульман, которые доказывают свою причастность к исламу делом, а не пустословием. Достаточно вспомнить отношение Пророка к кошкам. Все это особенно показательно на фоне массы мнимых верующих, которые пальцем о палец не ударили, чтобы помочь нуждающимся, зато целый день сидят в соцсетях, обсуждая, чья вера (акыда) лучше. При этом, на этой почве, выливают кучу грязи друг на друга.
Кроме того, в Турции нынче активно заботятся о социально незащищенных слоях населения – выдают социальные карты для бедных, пекутся об инвалидах (группы волонтеров лично информируют местные власти о городских участках, недостаточно хорошо оборудованных для передвижения лиц с ограниченными возможностями). Озеленение городов тоже обращает на себя особое внимание: тротуары, трассы повсеместно украшены декоративными растениями, клумбами. "У любого жилого здания есть детская площадка и сад – это обязательное условие для застройщика: хочешь строиться – обустрой прилегающую территорию.
Город Башакшахар раньше считался злачным местом: уличная наркоторговля, высокая преступность. Пять лет назад муниципальный комитет выдвинул программу благоустройства города, который теперь не узнать: Башакшахар превратился в один из главных туристических центров Турции. Город озеленили, организовали парки, детские площадки, кошачьи домики. На гористой местности создали места для отдыха туристов, появились дома и места отдыха для местных жителей. Создали условия для малообеспеченных семей, ввели льготы для инвалидов.
Все эти процессы начались в Турции с приходом Эрдогана, надо отметить, что люди в стране – мягкие и гостеприимные, еда вкуснейшая (по сравнению с Европой, США и арабскими странами), много качественной и недорогой одежды.
Социальные программы помощи обездоленным, на которых воспитывается общество, безусловно, дают положительный эффект: дети с малолетства приучаются к гуманности, состраданию, помощи ближним и нуждающимся. Хотя, казалось бы, речь идет о простых и банальных вещах: кошки, инвалиды, на которых многие не обращают внимания. И вообще, турки сами по себе религиозны, что отражается в целом на культуре поведения: даже турок с банкой пива в Москве ведет себя лучше, чем многие молящиеся, не позволяет себе ругаться матом, грубить, как некоторые весьма внешне набожные россияне. Ну конечно не все турки такие – в семье не без урода, но в общей массе этих "уродов" там меньше, и они как-то культурнее. Выйди из Сети и лучше кошку накорми, бабушке сумку помоги донести! Вера человека должна иметь какие-то социальные проявления, в число которых полемика о собственной набожности в соцсетях не входит. Тем более что споры о том, кто более религиозен, рождают лишь вражду и ненависть – против чего всегда выступает любая вера.
Так вот нехитрая практика государственного масштаба преобразовывает отдельно взятое турецкое общество – пока Запад (да и не только он) доказывает свой "прогресс" прямо противоположными примерами.
По устойчивому мнению, каждый должен стремиться оказывать посильную помощь ближнему. "Не только среднеобеспеченным, но и богатым мусульманам, тратящим состояния на дорогие безделушки, стоит вспомнить хадис, как благочестивая женщина попала в ад за то, что не давала кошке еды, а мужчина, напоивший собаку, попал в рай. "Накормить кошку" – это метафора: например, люди, достигшие финансовых высот Алишера Усманова, Сулеймана Керимова или Рустама Тарико, ограничившиеся пакетиком кошачьего корма, будут выглядеть странно: им под силу построить целый реабилитационный центр для животных, или взять на содержание детский дом. Вариантов благотворительности множество – надо просто понимать, кто более нуждается в настоящую секунду. Старики и сироты – извечная трагедия российского общества, но для них хоть что-то делается государством, а вот бездомные звери всецело находятся на попечении нищих волонтеров – простых граждан, отрывающих от пенсии, зарплаты или стипендии последние копейки. А если почитать зоозащитные форумы, порой от человеческой жестокости волосы встают дыбом: что только не делают душевнобольные люди с несчастными бездомными животными. И каждому под силу помочь, поучаствовать в благотворительности – о душе надо думать, а миллиарды на тот свет все равно не захватишь.