СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Türkmengaz активно готовится к предстоящему зимнему сезону Сегодня, 11:05Студент Туркменистана одержал победу в международном конкурсе Сегодня, 11:01Туркменистан направит студентов на обучение в вузы Китая и Венгрии в 2025-2026 учебном году Сегодня, 10:39В столице Туркменистана открылась постоянная выставка археологических находок на Улуг-депе Сегодня, 10:36В Ашхабаде пройдет выставка товаров Турции и Туркмено-турецкий деловой совет Сегодня, 10:26Дни туркменского кино открылись в Грузии Сегодня, 10:22

«Образ Махтумкули в творчестве туркменских композиторов» - вышла в свет научная монография
20 Ноябрь 2023 г., 16:50

 «Образ Махтумкули в творчестве туркменских композиторов» - такой теме в честь 300-летнего юбилея классика посвятила свою научную монографию старший преподаватель кафедры истории музыки Туркменской национальной консерватории имени Маи Кулиевой Лейла Бабаева.Об этом сообщил новостной сайт «ORIENT».

Немного об авторе: Лейла Чарыевна Бабаева родилась в музыкальной семье, отец - композитор, старший брат - талантливый пианист, заслуженный деятель искусств Туркменистана Арслан Бабаев. Училась в Республиканской средней специальной музыкальной школе-интернате по специальности фортепиано в классе преподавателя Алины Аймурадовой и по теории музыки в классе преподавателя Зифары Гусейновой, затем поступила учиться в Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского. Ее дальнейшее образование продолжилось в Институте истории Академии наук Туркменистана по специальности «Музыкальное искусство», где её научным руководителем был заслуженный деятель искусств Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор Файзулла Кароматов.

С 1986 года Лейла Бабаева преподает в ТНК имени Маи Кулиевой историко-теоретические дисциплины, руководит научными и дипломными работами студентов, ведет научно-исследовательскую работу. Она автор научных и научно-популярных статей, автор книги «История музыки народов Востока» (в соавторстве с Мурадом Курбановым), продолжает работу над учебниками «Мировая музыкальная культура».

Выведшая в свет монография представляет собой специальное научное исследование непреходящего значения Махтумкули Фраги в туркменском музыкальном искусстве. В научной работе на основе композиторского творчества раскрывается отражение мировоззрения поэта, его литературный дар и место в истории национальной культуры.

Автор исследует тему в разных аспектах, начиная с образно-эмоционального строя поэзии Махтумкули, ее музыкальности, народности, приводит цитаты классика о музыке, обращает внимание на характерную для восточного искусства традицию взаимосвязи поэзии и музыки, характеризует воплощение творчества поэта в фольклоре, трактовку стихотворений и специфику их подачи в исполнении бахши.

Лейла Бабаева пытается определить влияние поэта в процессе становления и развития туркменской композиторской школы. Указываются жанры (опера, симфония, симфоническая поэма, вокально-симфонические сочинения, хоровая и камерно-вокальная музыка, киномузыка) и тематика музыкальных сочинений. В частности, анализируется опера «Махтумкули» (1962 г.) Юлия Мейтуса (либретто Алты Карлиева и Берды Кербабаева), в которой повествуется о наиболее значительных вехи жизненного пути Фраги.

Разбираются такие сочинения, как Симфония № 1 Вели Мухатова (1974 г.) «Памяти Махтумкули», где стержнем и основным образом развития тематического материала послужили мировоззренческие концепции поэта.

Далее в симфонической поэме Ашира Кулиева «Махтумкули» (1948 г.) анализируются программность сочинения, обобщённая трактовка сюжета, использование народного мелоса, где создание художественной концепции тесно связано и образом великого поэта.

В монографии рассматриваются вокально-симфоническое и хоровое творчество туркменских композиторов, раскрывающих философские образы, патриотическую тематику, любовную лирику в творчестве Махтумкули. Это произведения Сухана Туйлиева «Туркмен бинасы» (2008 г.) и Мереда Аннамурадова «Талей» (1999 г.). Отмечается органичное воплощение стихов поэта в хоровых произведениях Дангатара Овезова, Вели Ахмедова, Нуры Мухатова и других.

Самая обширная область претворения поэзии Махтумкули - камерно-вокальная лирика. Ей автор научной работы отводит отдельный раздел, как и музыке Нуры Халмамедова в кинофильме «Махтумкули» режиссера Алты Карлиева.

Монография Лейлы Бабаевой предназначена для учащихся средних и высших учебных заведений, а также будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся творчеством Махтумкули Фраги и туркменской музыкальной культурой.