Туркменистан предлагает включить традиционное ковроткачество в Список нематериального наследия ЮНЕСКО, сообщает пресс-служба ООН.
Более 40 объектов нематериального культурного наследия претендуют на включение в соответствующий Список ЮНЕСКО. Эти заявки рассмотрит Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия, очередная сессия которого пройдет с 9 по 14 декабря в Боготе (Колумбия). Комитет состоит из представителей 24 стран-участниц Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, в том числе Кыргызстана и России, которая была избрана в Комитет буквально на днях. Конвенция была принята в 2003 году. Комитет следит за осуществлением этого договора, который ратифицировали 178 государств.
Нематериальное культурное наследие – это устные традиции, исполнительское искусство, обряды и ритуалы, празднества, традиционные знания и навыки, связанные с природой и окружающим миром, а также ноу-хау и традиционные ремёсла. В так называемый Репрезентативный список нематериального наследия включают те традиции и формы самовыражения, которые представляют ценность для всего человечества.
В этот раз из 41 заявки – четыре поступили из стран СНГ. Так, Туркменистан предлагает включить в Список традиционное национальное песнопение традиционное ковроткачество, Узбекистан – хорезмский танец лазги, Таджикистан – национальное песнопение фалак, а Армения – армянскую письменность и ее отражение в культуре. Всего в этом списке – 429 элементов из самых разных государств.
Ручное ковроткачество в Туркменистане сохранилось до наших дней во многом благодаря тому, что его секреты испокон веков бережно передавались из поколения в поколение как драгоценная семейная реликвия. И сегодня в стране известны династии прекрасных мастериц коврового дела, среди которых немало талантливой молодёжи. Туркменский ковёр прошёл сквозь эпохи, отражая в своих орнаментах вехи истории и духовно-нравственные ценности народа. И в нынешнее время, в эпоху высоких технологий он, вбирая всё новые цвета, обогащаясь реалиями современной жизни, остаётся эталоном художественной выразительности.
Традиции национального ковроткачества уходят в глубь истории и насчитывают не одно тысячелетие своего творческого развития. Многие историки, путешественники древности с восторгом упоминают о чарующей красоте и великолепии туркменского ковра, и это восхищение поддерживается нашими современниками – специалистами ковроткачества, историками и искусствоведами, художниками, дизайнерами и просто любителями декоративно-прикладного искусства.