Открытие театрального сезона в Главном драматическом театре Туркменистана состоялось показом полюбившегося спектакля «Дэли Домрул», поставленного по мотивам эпоса «Горкут ата». На примере перипетий главного героя драматург и режиссер-постановщик, народный артист Туркменистана Какаджан Аширов подчеркнул, что к жизни необходимо относиться как к самой большой ценности на свете.
Большая удача – актерский состав. С ролью бесшабашного широкоплечего богатыря Дэли Домрула отлично справился заслуженный артист Туркменистана Ениш Язмурадов. Его громогласная речь, резкие движения, категоричность суждений точно передали характер героя – харизматичного и способного на неординарные поступки, «дэли» переводится как «безумный». Роль Нязличечек довелось сыграть молодой актрисе Дильшат Мелаевой, которая сделала все, чтобы подчеркнуть достоинства своей незаурядной героини, и это у неё получилось.
Новая постановка – неординарное событие в сценической жизни страны. Прежде всего – по силе эмоционального воздействия. Впечатляющая музыка, философски наполненная сценография, оригинальные костюмы и талантливый актёрский ансамбль способствовали признанию новой трактовки коллегами, критиками и зрителями.
Творческий коллектив Национального драматического театра Туркменистана имени Алп Арслана открыл сезон спектаклем «Тополек мой в красной косынке», поставленным по мотивам одноименной повести кыргызского писателя Чингиза Айтматова.
Главный герой Ильяс был водителем от Бога. Но если от лихачества на дороге его оберегала судьба, то обуздать порывы страсти ему оказалось не под силу. Ильяс «не справился с управлением» в семейных отношениях и бесшабашно предал Асель – свой тополёк в красной косынке, оставив её и ребенка без защиты и средств к существованию…
К работе над спектаклем были привлечены лучшие силы театра – два режиссера-постановщика (заслуженные артисты Туркменистана Хандурды Бердыев и Довлет Ханмаммедов) и два художника-постановщика (заслуженный работник культуры Туркменистана Батыр Бекмурадов и Мекан Аннамурадов).
Нестандартные приёмы сценографии усиливают драматургическую канву спектакля. При приглушенном освещении на глазах у зрителей происходит смена декораций. При этом движущиеся на сцене тени создают иллюзорный эффект повседневного течения жизни на фоне горной дороги и живописных окрестностей Иссык-Куля.
Роли главных героев – Ильяса и Асель исполняют молодые актеры Сулейман Эминов и Гулайым Аннаменлиева. Самоотдача, которую проявил в работе над спектаклем «Тополек мой в красной косынке» творческий коллектив, вылилась в большой зрительский успех.
Свой 91 театральный сезон коллектив Государственного русского драматического театра имени А.С. Пушкина открыл премьерным спектаклем «Подставной жених», поставленным по одноименной пьесе известного турецкого драматурга Решата Нури Гюнтекина. Идея комедийной пьесы основана на игре в «перевертыши» – те, от кого ждёшь праведных поступков, поступают бесчестно, а тот, которого следовало опасаться, наоборот, проявляет благородство.
– Хорошая драматургия, стимулировавшая яркое актёрское перевоплощение, помогла добиться попадания в сценические образы, – рассказывает режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств Туркменистана Аширмухаммет Рахманов.
Не сразу можно распознать в эмоциональных турках и турчанках актеров Пушкинского театра. В их походке, мимике, жестах, говоре отразился национальный турецкий колорит, возможно, слегка гиперемированный, но в комедийном жанре это не возбраняется.
Иными словами, спектакль имел большой успех у зрителей благодаря хорошей игре в хорошей пьесе. Его следует посмотреть еще и для того, чтобы в очередной раз окунуться в атмосферу поликультурности, воплощённую в репертуарной палитре Пушкинского театра.
«Вера, надежда, любовь» – спектаклем под таким названием открылся театральный сезон в Туркменском музыкально-драматическом театре имени Махтумкули. Примечательно, что автор пьесы – врач Батыр Батыров, и это уже третье его произведение, воплощённое на сцене.
Непритязательный сюжет, взятый из жизни, привлек своей назидательностью режиссера-постановщика Айназара Батырова. Избалованная городская девушка Сурай влюбилась в сельского парня Нуры, но её привычка всеми повелевать привела к ссоре. Эмоциональное поведение Сурай на дороге стало причиной несчастного случая. Больница, в которую попала Сурай, стала местом судьбоносных встреч: Сурай встретила другого парня, а Нуры – другую девушку…
Роль Сурай исполняет актриса Гульнабат Абдуллаева, роль Нуры – Ахмет Амандурдыев. Сценография Вепа Амансахатова и музыкальное оформление Бегенча Ходжаева органично дополнили историю, в которой живут вера, надежда и любовь.
Замечательным спектаклем «Аршин мал алан» порадовал взрослых и детей творческий коллектив Государственного театра кукол. 104 года прошло со времени создания Узеиром Гаджибековым «Аршина мал алана», но не стареющая история популярна и сегодня. В спектакле участвуют как артисты, так и тросовые куклы. Режиссеру, заслуженной артистке Туркменистана Амангуль Маметязовой удалось с блеском осуществить постановку.
– Я давно вынашивала идею спектакля «Аршин мал алан», – рассказывает Амангуль, – поэтому специально не смотрела ни одной постановки в наших театрах, чтобы не «привязываться» к их версиям. Помню только фильм, о котором с детства сохранились восторженные воспоминания. На него я и ориентировалась.
Новый сезон обещает ценителям театрального искусства богатую палитру блистательных режиссёрских и актерских находок, знакомство с лучшими произведениями мировой драматургии и оригинальными сценическими решениями.