Загадки древнего Гонур-депе – Маргианская «парижанка»
28 Июль 2017 г., 16:08
В Музее изобразительных искусств Туркменистана содержатся сотни уникальных экспонатов, среди которых наиболее выделяется очень маленькая по размерам, меньше ладони, частичка древней мозаики, украшавшей некогда царские мавзолеи Гонур-депе. До наших дней сохранился запечатленный на ней выразительный женский профиль, выполненный с виду простой техникой. Возраст находки составляет более 4000 лет, а историки и археологи так и не смогли дать ответ на вопрос, кем была женщина, изображенная на камне: жрицей, принцессой, любимой супругой, богиней?
Стоит отметить, что среди остальных фрагментов мозаики больше не было ни одного человеческого изображения: только животные, рыбы, птицы и драконы. Также профиль загадочной девушки имеет значительные сходства с так называемой «парижанкой» – идентичным изображением девушки, найденным в начале прошлого века английским археологом Артуром Эвансом. «Парижанка» была фрагментом фрески из Кносского дворца на острове Крит, на которой был изображен ритуальный пир времен минойской эпохи. Подобное сходство техники и самих изображений наталкивают историков на мысли о культурных контактах в эпоху «бронзового века» между минойской и маргианской (затрагивающую территорию Туркменистана) цивилизациями. Причем, влияние шло со стороны Востока, поскольку Гонур значительно старше Кносса. Однако, имеются и задокументированные подтверждения историко-культурному обмену: например, в Гонуре были найдены предметы, характерные для местности у берегов рек Инд и Евфрат.
Впрочем, как предполагает Надежда Анатольевна Дубовая, проработавшая не один год на раскопках Гонура, найденный портрет отображает наиболее распространенный антропологический тип людей, проживавших в данной местности две-три тысячи лет назад.