В этом доме все жильцы – творческие личности. В какую дверь ни постучишь, откроет популярный артист, композитор, журналист, художник... Мы же постучали в дверь квартиры Мурата Байрамгельдыева, потому что он, помимо того, что является известным певцом, выращивает необыкновенной красоты цветы в газоне возле дома. Мимо этого небольшого сада нельзя пройти, не залюбовавшись им. Вот мы и заинтересовались, кто же устроил такой «райский уголок» среди монолитных высоток, и жильцы дома с удовольствием стали рассказывать нам о своём замечательном соседе, с которым мы и решили познакомиться поближе.
Мурат унаследовал агрономический талант от своего отца Байрамгельды ага, который всю жизнь прожил на благодатной земле Сумбарской долины в селе Гаркылы, и к какому бы растению не прикоснулись его руки, оно расцветало и плодоносило. За этот удивительный дар односельчане уважительно называли его Мичуриным. Одно только огорчало Байрамгельды ага – семь лет прошло со дня его женитьбы, а Бог не давал ему потомства. А потом на небесах как будто спохватились, и в семье Байрамгельды ага родилось одиннадцать детей. Так семья из бездетной превратилась в многодетную. А по тем временам многодетным семьям давали дополнительные участки земли. Это очень радовало Байрамгельды ага и его четвертого сына Мурата, который с утра до вечера проводил время в саду, высаживая саженцы, окучивая, подрезая ненужные побеги. Он, как и отец, получал удовольствие от такой работы.
Но в отличие от отца он ещё и пел – дома и работая на участке. Красивый мощный голос и феноменальную память Мурат унаследовал от своего дяди народного артиста Туркменистана Ходжадурды Аннаева – супруга Героя Туркменистана Маи Кулиевой. Ему достаточно было услышать по радио романс или песню, и он мог с точностью их воспроизвести.
По окончании восьмого класса он решил поступать на вокальное отделение в Музыкальное училище имени Данатара Овезова. Однако у него не приняли документы, но не из-за вокальных данных, а из-за возраста. В 15 лет в связках происходит мутация, и напрягать их вокальными занятиями опасно для голоса. Поющий, неунывающий парнишка устроился работать на хлебозавод и сразу же стал «своим» в коллективе, а после того, как принял участие в концерте заводского клуба, его стали называть «наш Бюль-бюль оглы».
Два года пролетели незаметно. А потом началась учеба в музыкальном училище. Со второго курса он подрабатывал певцом хора в Театре оперы и балета имени Махтумкули. И если его иногородние сокурсники с нетерпением ждали посылок из дома, Мурат, наоборот, посылал маме красивые ткани, а если повезёт, то и обновки для сестер и братьев. Но, главное, выступая с хором, он вышел на профессиональную сцену и научился непринужденно держаться перед зрительской аудиторией.
По окончании музыкального училища Мурата Байрамгельдыева вне конкурса приняли в Туркменский государственный педагогический институт искусств. Он поступил на кафедру вокала к замечательному педагогу, заслуженному артисту Туркменистана Бяшиму Артыкову.
– Становление оперного голоса – сложный процесс, во многом зависящий от доброжелательной атмосферы в творческом коллективе, – говорит Мурат Байрамгельдыевич. – В этом отношении мне очень повезло. Мой дядя Ходжадурды и его знаменитая супруга Мая Кулиева щедро делились со мной профессиональными секрЇ