Средневековые путешественники о красотах и богатствах туркменской земли
28 Декабрь 2016 г., 10:59
С глубокой древности Туркменистан, расположенный вдоль Великого Шёлкового пути, притягивал внимание путешественников своей красотой и самобытностью, неповторимой флорой и фауной, вызывая у них живой интерес.
Во все времена находились люди, чьи любознательность и стремление узнать новые страны и народы заставляли их предпринимать длительные путешествия. Далекие путешествия в средние века были столь распространённым явлением, что знаменитый врачеватель Х1 века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в своём знаменитом труде «Каноны врачебной науки» посвятил отдельную главу советам путешествующим. В ней Авиценна даёт рекомендации по режиму питания, профилактике заболеваний и оказанию помощи путешественникам в разных климатических зонах.
Много зарубежных пуешественников из арабского мира и Европы совершали вояжи в Туркменистан. Останавливаясь караван-сараях, они описывали нравы местного населения, расссказывали о красоте библиотек и мечетей, дворцов и мавзолеев.
IX–XII вв. считаются периодом расцвета международной караванной торговли и товарно-денежных отношений. В это время на Востоке значительно растет количество монетных дворов. На территории Туркменистана были монетные дворы, производящие золотые, серебряные динары и дирхемы. Из существовавших в то время монетных дворов в Центральной Азии пять находились в Туркменистане. Это монетные дворы Мерва, Дехистана, Мерверуда, Серахса и Хорезма (Куняургенча). Ибн Хордадбек в своем труде «Китаб ал-месалик ва-л-мемалик» перечисляет суммы хараджа с туркменских городов, причитавшиеся в 827 г. в казну халифа. Среди них Мерв Шахиджан – 1 147 000, Ниса – 893 400, Абиверд – 700 000, Серахс – 307 440 дирхем. Доходы для покрытия таких огромных налогов шли от обширной торговли.
В исторических источниках упоминаются названия Мерва, Серахса и Нисы как мест развитых товарно-денежных отношений в Туркменистане. В крупных городах базары были не только местом торговли, но и центром ремесленного производства. Ткачество являлось наиболее массовым и широко распространенным видом производства. Ткани изготавливались из шерсти, льна, хлопка и шелка. Предметом роскоши считались ткани, производимые в Мерве, Нисе, Абиверде. Помимо ткачества в городах также было сосредоточено стекольное, гончарное, кожевенное, ювелирное производство, которое обеспечивало всем необходимым не только внутренний, но и внешний рынок. К примеру, мервские ткани пользовались славой на всей территории халифата вплоть до Магриба, а технология изготовления цветного стекла широко использовалась в Китае и других странах Азии.
Арабский географ и неутомимый путешественник ал-Мукаддаси (X век) так описывал увиденный им Мерв: «Мерв... город процветающий, со здоровым климатом, изящный, блестящий, просторный... пища в нем вкусная и чистая; жилища красивые и высокие, по своей красоте дома - точно кайма по обеим сторонам города. Базары красивы.» А после посещения им Серахса оставил такую запись; «Серахс, место, где пересекаются караванные дороги, в этом городе невозможно чувствовать нехватку какого-либо товара, караваны идут то с одной стороны, то с другой».
Ал-Истахри (X век) в труде «Китаб месалик ал-мемалик», не скрывая восхищения, пишет: «Мерв - лучший из городов Хорасана относительно съестных припасов; хлеб в Мерве таков, что более чистого и приятного на вкус хлеба нет в Хорасане, а сухие плоды Мерва – виноград и прочее предпочитаются таковым из других мест; славится изобилием их Герат, но вкусом и достоинством их превосходят мервские. На отменность мервских плодов указывает то, что дыни режутся ломтями, сушатся и вывозятся в Ирак».
В древние и средние века Мерв был крупнейшим культурным очагом, центром внутренней и международной торговли. Высоким спросом пользовались гончарные изделия Мерва. На базарах Мерва по самой высокой цене скупались ходовые туркменские товары, такие как ковры, ткани из верблюжьей пряжи, породистые лошади, конское снаряжение, кошмы, шкуры.
Ниса тоже считалась богатым городом Туркменистана. Его величина была равна Серахсу, а, по ал-Истахри, в Х в. город был вполовину тогдашнего Мерва. Ал-Мукаддеси пишет о том, что в Нисе имеется 70 улиц, окутанных зелеными садами. По его словам: «Ниса – город обширный, здоровый и красивый, изобилующий водой и жизненными благами; в нем деревья переплетаются друг с другом, плоды прекрасны, соборная мечеть изящна; хлеб чист; базар расположен рядами, в нем есть ценные и редкие вещи». Здесь было много воды и садов; вода была проведена в дома; улицы были чисты; культурные почвы отличались плодородием. Город был окружен стеной с десятью воротами. Ниса являлась особым этрапом, объединяющим в себе несколько городов.
Не менее знаменитым торговым центром был Ургенч. В IX–X вв. его базары были важными центрами бойкой торговли и товарооборота не только в Центральной, но и всей Передней Азии. На 160 базарах города шла торговля. Город имел четыре входа, тысячи караван-сараев обслуживали гостей Ургенча. По словам современников, из Хорезма привозили соболей, степных лис, коз, мумие, стрелы, белую кору деревьев, телпеки (шапки), рыбный клей, мед, лесные орехи, воинские доспехи, мелкий и крупный рогатый скот. В нем производились виноград, кишмиш, кунжут, разноцветная одежда, прекрасные материи, замки, различные краски, луки для самых сильных людей, особый сыр, рыба.
Крупнейшим исследователем культуры тюркских народов считается Махмуд Кашгари (XI век). Он много лет путешествовал, изучая обычаи и нравы разных восточных народов, результатом чего явился труд «Дивану лугат-ат-тюрк» ("Описание тюркских народов"). Это настоящая энциклопедия народной жизни той эпохи. В ней можно найти легенды о происхождении туркменского народа, ознакомиться с картой мира того времени, где очерчены средневековые территории тюркских земель.
Знаменитый арабский путешественник и географ Якут ал Хамави (XIII век) в своих путевых записях отмечал, что был покорён величием Мерва и его культурной жизнью, «я покинул Мерв в самом лучшем его состоянии... Если бы не то, что произошло из-за нашествия татар ... и их разрушения, я не покинул бы его (Мерва) до смерти из-за обходительности жителей и множества книг по части основных наук. В то время, как я его покинул, там было десять книгохранилищ. Во всём мире я не видал подобных им по количеству и превосходству их».
Его путешествие продолжилось и посещением древнего Хорезма, чьей столицей являлся Куняургенч - средневековое чудо туркменской земли. В своём труде «Китаби Муджам Ал Булдан» ("Словарь стран") Хамави оставил такую интересную и занимательную запись: «их (жителей Хорезма) неприхотливость такова, что кто-нибудь берёт один ратл (500 гр.) или сколько-нибудь рису и прибавляются туда куски мяса. Кладётся всё это в один большой котёл, наливается девять чашек воды, и зажигается под ним огонь, чтобы он вскипел, и кладется туда укиие (унция) масла. Потом начинают вычерпывать из этого котла и вычерпывается все в один или два сосуда». По мнению историков, это первое в мире описание рецепта приготовления плова.
Из мусульманских историков о монгольском нашествии на Хорезм писали три современника события: Ибн ал-Асир, ал-Джузджани и ан-Несеви. Однако наиболее емкое и объективное описание этой эпопеи дал персидский историк и политический деятель Ала-ад-дин Ата-Мелик Джувейни (1226-1283). В сочинении «Тарих-и-джехангуша» («История завоевателя мира») он подробно рассказывает об осаде и падении Ургенча в апреле 1221 г.: "В продолжение четырех месяцев жители Хорезма сражались с ними <монголами> и отражали неверных, которые, наконец, взяли город, предали весь народ мученической смерти и разрушили все строения, за исключением двух мест Кушк-и-Ахчака и гробницы султана Текеша». Тоже самое повторил в 1260 г. Джузджани в «Табакат-и-насири» («Насировы таблицы»): «наконец, они <монголы> взяли город , умучили все население и разрушили постройки за исключением двух мест: одно — Кешк-и-Ахчак, и другое — мавзолей султана Мухаммеда Текеша». В более позднем известии Абд ал-Карима Бухари говорится о том, что уцелели также мавзолеи Надж ад-дина ал-Кубра, Ибн Хаджиба, дочери Мухаммеда, минарет и часть базара.
В 1246 г. сюда попал странствующий монах из Италии Джованни дель Плано Карпини, написавший затем свою «Историю монголов». В частности, он пишет: «Пошли они <монголы> также против города, который именуется Оронас. Этот город был очень многолюдный, ибо там было много народов, именно хазар, русских, аланов и других, а также сарацин <хорезмийцев>. Сарацинам же принадлежала и власть над городом. А этот город был полон многими богатствами, ибо был расположен на некоей реке, которая впадает в море, отсюда этот город служит как бы гаванью, и другие сарацины имели в нем огромный рынок. И так как они <монголы> не могли одолеть его иначе, то перекопали реку, которая текла через город, и потопили его с имуществом и людьми». В том, что под Оронасом следует понимать Ургенч, современные комментаторы Карпини единодушны.
Благодаря своему удобному местоположению Ургенч сравнительно быстро смог возродиться и сохранить значение торгово-ремесленного и административного центра.
Знаменитый европейский путешественник эпохи средневековья - венецианский купец Марко Поло (1254-1324) описывая историю своего путешествия по Азии в «Книге о разнообразии мира», впервые познакомил Европу с прекрасными туркменскими коврами ручной работы.
Ибн Баттута(1304-1377)- арабский географ, который обошёл и объездил полмира, по протяжённости маршрутов занимает первое место в списке средневековых путешественников. Он был Европе, Азии, Африке, Средней Азии, посетил и нынешнюю территорию Туркменистана.
Пребывая Куня Ургенче в 1333 году, он отметил, что это город большой, с красивыми базарами и широкими улицами. Отдельно он упомянул медресе, возведенное правителем Хорезма Кутлуг-Тимуром и соборную мечеть, построенну его женой Тюрабек Ханум. Попробовав на местом базаре знаменитые местные дыни, Ибн Баттута пришёл в настоящий восторг и записал следующее:«... ни в восточной, ни в западных частях мусульманского мира нет таких дынь. Кожа ее зелёная, мякоть красная, очень сладкая и при этом твердая".
Все эти рассказы очевидцев-путешественников и историков подтверждаются современными археологическими открытиями. Территория Туркменистана была богатой и процветающей, центром многих торговых путей и развитого ремесленного и аграрного производства. К сожалению, иноземные завоевания, сопровождавшиеся массовым убийством и угоном в рабство жителей, разрушением городов и ирригационных систем, а также естественные природные и исторические причины, на долгие века прервали развитие страны.