СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Японский фотограф Дайсукэ Куджираока поделился мнением о Туркменистане Сегодня, 12:03Туркменистан и Кыргызстан активизируют сотрудничество в области молодежной политики Сегодня, 11:58Замдиректора ТАСС опроверг наличие угрозы искусственного интеллекта современной журналистике Сегодня, 11:56Преподаватель МГУ высоко оценила культуру и глубокие познания студентов Туркменистана Сегодня, 11:48Преподаватель МГУ Анна Беликова отметила особенность культуры тюркских народов Сегодня, 11:44Представитель МТРК «МИР» высказалась о высокой актуальности новостей о Туркменистане Сегодня, 11:37

Что позволено Юпитеру, не позволено быку? (не все мечты сбываются)
08 Октябрь 2016 г., 12:17

В августе этого года  состоялся визит президента Туркменистана Г. Бердымухаммедова в Германию. Очередная туркмено-германская встреча явилась важным шагом на пути расширения межгосударственного взаимодействия, в первую очередь, в рамках развивающегося партнерства Туркменистана с государствами – членами Евросоюза.

Как сообщали германские СМИ, в центре переговоров между канцлером Германии и президентом Туркменистана были вопросы энергетического сотрудничества – реализации планов по доставке туркменского газа на европейские рынки как одного из источников по уменьшению зависимости от российского газа.

Туркменистан обладает огромными запасами газа, что делает его одним из потенциальных новых источников газа для Европы, которая уделяет большое внимание вопросу диверсификации как источников, так и маршрутов поставок энергоресурсов на собственный рынок.

Ранее, в мае 2015 года в Ашхабаде при участии ЕС была подписана Декларация по сотрудничеству в области газа между Туркменистаном, Азербайджаном и Турцией. От имени Евросоюза документ подписал комиссар по вопросам энергетики М. Шефчович. Декларация расценивалась как стремление Ашхабада присоединиться к реализации проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP) по доставке газа из азербайджанского месторождения «Шахдениз» в Европу транзитом через Грузию и Турцию. Первоначальная пропускная способность трубы 16-20 млрд. кубометров в год, с доведением до финальной мощности в 60 млрд. кубометров.

В этой связи, строительство Транскаспийского газопровода (ТКГ), способного в перспективе перебрасывать, в случае необходимости, большие объемы энергоносителей из Туркменистана в Европу, значительно расширит возможность диверсификации маршрутов поставок туркменского газа, а также создаст дополнительную гарантию для надежного и стабильного экспорта туркменских энергоносителей на международные рынки.

Однако, главным препятствием на пути возможной доставки газа из Туркменистана в Европу стало противодействие России и Ирана прокладке Транскаспийского газопровода. Желая сохранить статус-кво на мировых рынках энергоносителей, российская транснациональная корпорация «Газпром» прилагает все усилия по сохранению своей монополии на поставки газа в страны ЕС и предпринимает меры по устранению возможных конкурентов в этом направлении.

Одним из видов «оружия», которым пытается воспользоваться «Газпром», являются периодические выгодные  себе информационные вбросы в кибер-пространство, а также стремление дискредитировать саму идею строительства альтернативных трубопроводов.

В этой связи, в последнее время в некоторых российских и пророссийских медиа-ресурсах стали появляться различные материалы, в которых предпринимаются попытки опровергнуть возможность реализации проекта ТКГ, что свидетельствует об обеспокоенности «Газпрома» появлением нового конкурента в лице Туркменистана.

Так, Общественно-политическое интернет издание «Свободная пресса», информационное агентство «THE RUSSIAN TIMES», новостной сайт «EurAsiaDaily» и некоторые другие активно стараются доказать, что неразрешенность статуса Каспийского моря (решение которого регулярно затягивается), экологический аспект, а также, якобы, нежелание Ирана иметь конкурента  в лице Туркменистана (это особо подчеркивается практически в каждом распространяемом материале, хотя Тегеран не делает никаких заявлений) и являются «основными препятствиями» по реализации проекта ТКГ.

В указанных медиа-ресурсах  продвигается  мысль об отсутствии, якобы, перспектив по строительству Транскаспийского газопровода. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового института при правительстве РФ Игорь Юшков в статье «Туркмения ставит подножку «Газпрому» отметил, что «на этом направлении Туркмения может встретить противодействие не столько со стороны России, сколько со стороны Ирана. Эта страна вышла из-под санкций и теперь не только наращивает экспорт нефти, но и строит планы по поставкам газа. Иран тоже не против зайти на европейский газовый рынок… и Ирану, естественно, не нужен крупный конкурент в лице Туркмении. Тегеран всячески затягивает переговоры по статусу Каспия. Поскольку до их завершения Туркмения не сможет построить газопровод через это море. Совокупность факторов говорит о том, что в ближайшее время Туркмении не удастся выйти на европейский рынок».

А чтобы у читателей не осталось и тени сомнения в «бесперспективности» попыток Туркменистана выйти на мировые рынки газа, Юшков прямо-таки с иезуитским хладнокровием расписывает все «выявленные» им препятствия:

«Американцы сами не против подсадить европейцев на свой сланцевый газ или хотя бы занять определённую нишу на этом рынке. А это значит, что им совсем не нужны новые конкуренты в этой области. Американцам, говоря прямо, выгодно, чтобы туркмены вообще ушли с мирового рынка. Поскольку тогда Китай будет испытывать «газовый голод». Цены на голубое топливо на мировом рынке неизбежно поднимутся, и США будет выгодно поставлять свой СПГ в Европу».

Но это еще не все. Юшков, особо не церемонясь, тут же «принимает решение» и за европейцев, подчеркнув, что «Европейцы тоже вряд ли захотят ввязываться в сложный проект с неясными перспективами. Сейчас на мировом рынке переизбыток предложения сжиженного газа. Он хоть и дороже, но получить его можно сразу и в необходимых количествах».

Ну и (по мнению Юшкова) «контрольный выстрел» он делает, заявляя, что «к тому же у Туркмении просто нет тех 30 миллиардов кубометров газа, которые они хотели бы продавать в Европу. Практически все разработанные месторождения работают на Китай. И не факт, что Поднебесная допустит, чтобы газ с новых туркменских месторождений шёл не им, а европейцам. В любом случае, у Туркмении не хватит газа, чтобы снабжать сразу и ТАПИ в Индию, и гипотетический европейский газопровод одновременно».

Несмотря на изощренность намерений Юшкова доказать недоказуемое, все это на языке экспертов называется банальной попыткой манипулировать общественным мнением, распространяя заранее спланированную дезинформацию.

Новостной сайт «EurAsiaDaily» в своём материале «Каспийские желания: кто «толкает» Туркмению на поставки газа в Европу», в очередной раз  попытался свести на нет идею реализации проекта ТКГ. Не найдя видимо, эксперта, который согласится поддержать газпромовские амбиции в противовес Туркменистану, редакция указанного портала обратилась к  тому же …Юшкову, который видимо поднаторел в распространении недостоверной информации.

По его словам, «Туркмения вряд ли отказалась от идеи поставок газа в Европу. Однако есть факторы, которые препятствуют этому. И они только усилились С одной стороны, неурегулированный статус Каспия дает возможность Ирану и России блокировать строительство морского газопровода в Азербайджан, как бы его не называли — межпромысловый или как-то иначе. Более того, Иран вышел из-под санкций и не скрывает своего собственного желания поставлять газ в Европу. Этим Тегеран делает строительство морского газопровода из Туркмении в Азербайджан еще менее реальным. Иран однажды уже показал, на что он готов, когда отстаивает свои интересы. Во время попытки исследования будущей трассы газопровода в Каспийском море Тегеран прислал корабль в район работ и тот произвел выстрел в сторону исследовательских судов, после чего проект остановился».

При этом Юшков как-то скромно умалчивает о причине, по которой Иран направил военные корабли в район Каспийского моря. Если ему в силу каких-то обстоятельств она не известна, или он специально умалчивает, то могу напомнить, что в 2001 году в южной части Каспийского моря геологоразведочное судно Азербайджана проводило нефтеразведку  в интересах британской нефтегазовой компании «British Petroleum» в районах  спорных нефтегазовых месторождений, на которые также претендует и Иран.

Инцидент никак не был связан, якобы, со строительством газопровода, как утверждает Юшков. Как мы понимаем, основной причиной инцидента явилось неурегулированность статуса Каспийского моря. Так что, господин Юшков несколько лукавит, подавая  сей факт в выгодном для «Газпрома» свете, рассчитывая, что читатели, скорее всего, не помнят или забыли о причинах того инцидента между Ираном и Азербайджаном.

Вторым фактором, который, по мнению Юшкова, может препятствовать экспорту газа из Туркмении в Европу, является экономика проекта.

«Сейчас же из-за большого «транспортного плеча» строительство Транскаспийского газопровода может оказаться слишком дорогим и невыгодным проектом», - рассуждает эксперт.

А вот Алексей Иванов в материале «Туркмения вступила в «большую газовую игру» на европейском рынке» вообще решил не церемониться и на пике эмоционального возбуждения, допуская грамматические и стилистические ошибки, прямо-таки восклицает: «Ждя строительства дополнительных веток из Туркмении в Европу их не найти точно, а соединение с азербайджанской ГТС не решает проблему полностью, поскольку газ из Туркмении начнет конкуренцию с азербайджанским. Интересно, но и после Азербайджана проблемы для туркменского газа не завершатся, поскольку дальше его путь лежит через Турцию, где начинается конкуренция дополнительно с газом российским и иранским (вряд ли Иран останется в стороне большой газовой игры). Т.о., продавить на рынок Европы до 30-40 млрд куб. м в год – задача крайне нетривиальная и пока смотрящаяся маловыполнимой» (стиль и грамматика сохранены).

Что касается экологических претензий, о которых периодически говорят некоторые российские чиновники, то они порой удивляют. Ведь российская сторона сама ведет разработку морских месторождений, в том числе и на Каспии. Именно российский «Газпром» занимается поставками газа в Европу по трубопроводу «Северный поток», который идет в Германию по дну Балтийского моря. И именно «Газпром» собирался строить «Южный поток», а сейчас намеревается прокладывать «Турецкий поток» через Черное море.

Или «Газпром» пытается намекнуть на известную латинскую поговорку «Что позволено Юпитеру, не позволено быку»?

Вот так, периодически фантазируя, некоторые медиа-ресурсы и их эксперты, усиленно зажмурившись, пытаются представить ситуацию с возможным выводом туркменских энергоресурсов в страны Европы и Южной Азии, что и пытаются довести до своих читателей.

Ну а желание Туркменистана (вкупе с конкретными шагами) диверсифицировать свои поставки газа на мировые рынки, они в своих мечтах представляют несбыточными. Пусть они так и считают. Таким оппонентам следует напомнить, что знаменитый миллиардер Рокфеллер в молодости  тоже  мечтал заработать хотя бы $100 тысяч и дожить до 100 лет. А заработал «всего» $318 млрд. и умер в 97 лет.

Так что, мы согласны - не все мечты сбываются.

Керим Иблисов