ПутьТуркмеского газа в Европу через Баку
17 Ноябрь 2015 г., 20:56
Тема вывода туркменского газа на европейский рынок до сих пор остается актуальной. Туркменистан обладает огромными запасами газа, что делает его одним из потенциальных новых источников газа для Европы, которая уделяет большое внимание вопросу диверсификации как источников, так и маршрутов поставок "голубого топлива" на собственный рынок. Еще более вопрос актуализировался после начала активных работ по формированию Южного газового коридора, который на начальном этапе призван транспортировать в ЕС газ с азербайджанского месторождения "Шах Дениз". Именно с началом работ по ЮГК возможность поставок газа из Туркменистана на запад стала еще более реальной. Недостающим звеном в этой цепи является лишь газопровод, который нужно будет проложить по дну Каспия.
Проект прокладки 300-километрового газопровода по дну Каспия к берегам Азербайджана считается оптимальным для доставки туркменских энергоресурсов на европейский рынок. Далее туркменский газ может попасть в Турцию, которая граничит с европейскими странами.
Транскаспийский проект может быть реализован в рамках лоббируемого ЕС проекта ЮГК, составными частями которого являются действующий Южнокавказский газопровод (расширяется), а также находящиеся в разработке Трансанатолийский (TANAP - строится) и Трансадриатический (TAP - прокладка начнется в 2016 году) газопроводы. Именно благодаря этой инфраструктуре туркменский газ (в случае строительства Транскаспийского трубопровода) из Азербайджана сможет поставляться в Европу.
Строительство Транскаспийского газопровода, способного в перспективе перебрасывать, в случае необходимости, большие объемы энергоносителей в нужном направлении, значительно расширит возможность диверсификации маршрутов поставок туркменского газа, а также создаст дополнительную гарантию для надежного и стабильного экспорта туркменских энергоносителей на международные рынки.
Кстати, сам Туркменистан не против развития европейского экспортного направления. И все это при том, что Туркменистан, который имеет огромные газовые запасы, уже экспортирует газ в Китай, Иран и Россию.
По мнению американского эксперта по Центральной Азии Брюса Паньера, проект газопровода через Каспий сегодня является для Туркменистана лучшим вариантом диверсификации экспорта своего газа. "Туркменистану очень необходимы новые рынки сбыта, помимо Китая. Россия в этом году импортировала лишь четыре миллиарда кубических метров туркменского газа, и нет никакой информации относительно российских планов по покупке газа из центральноазиатской страны в 2016 году", - сказал Паньер.
Иран, отметил Паньер, уверен в том, что после снятия санкций привлечет иностранные инвестиции для развития своей нефтегазовой индустрии, и есть вероятность строительства через пару лет газопровода, соединяющего месторождения на юге страны с ее северной частью.
Крупнейшим импортером туркменского газа, сказал эксперт, является Китай, который и в дальнейшем планирует увеличивать закупки топлива из Туркменистана. Диверсифицировав направления экспорта своего газа, отметил Паньер, Туркменистан сможет занять выгодную позицию в переговорном процессе с Китаем по цене на газ.
Именно Транскаспийский трубопровод, по мнению американского эксперта, является самым оптимальным вариантом диверсификации экспорта туркменского газа.
Сейчас Туркменистан, который занимает четвертое место в мире по запасам газа, рассматривает возможности поставок на европейский рынок от 10 до 30 миллиардов кубометров газа в год.
Сырьевой базой для Транскаспия могут стать туркменские морские месторождения. Также, уже в этом году в Туркменистане планируется завершить строительство газопровода "Восток-Запад", который объединит основные месторождения страны в единую систему и позволит значительно нарастить экспортный потенциал Туркменистана.
Этот трубопровод прокладывается ускоренными темпами для обеспечения выхода газа с восточных месторождений на запад страны, что позволит выйти на европейский рынок через Каспийское море и Россию (речь идет о Прикаспийском газопроводе). Однако, нужно сразу же оговориться, что проект Прикаспийского газопровода заморожен в связи со снижением закупок туркменского газа российской стороной.
Будущая газотранспортная система (имеется в виду "Восток-Запад"), протяженностью 773 километра, имеет пропускную способность в 30 миллиардов кубометров газа в год. Основным сырьевым источником для газопровода станет крупнейшее в стране месторождение "Галкыныш".
Наиболее заинтересованными сторонами в этом проекте газопровода по дну Каспия являются Европейский Союз и Туркменистан. Интерес Европейского Союза в реализации Транскаспийского проекта очевиден на фоне его желания диверсифицировать источники и маршруты поставок газа на свой рынок. Сейчас, в условиях достаточно сложных отношений между Украиной (страна-транзитер российского газа на европейский рынок) и Россией, ЕС как никогда заинтересована в снижении зависимости от российского "голубого топлива". Если с запуском Южного газового коридора с начала 2020 года на европейский рынок на начальном этапе будет ежегодно поставляться 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа с месторождения "Шах Дениз" (но по ЮГК может пойти и газ с других морских структур Азербайджана), то с подключением к коридору Туркменистана эти объемы могут быть гораздо больше.
Азербайджан в вопросе строительства трубопровода по дну Каспия исходит из позиции, что в первую очередь к согласию и определенным договоренностям должны прийти наиболее заинтересованные стороны - ЕС и Туркменистан. В свою очередь, республика готова предоставить свою газотранспортную инфраструктуру, которая и позволит обеспечить доступ туркменскому газу к ЮГК. Нельзя отрицать и тот факт, что транзит туркменского газа принесет Азербайджану дополнительные доходы.
Часто, в качестве преграды в реализации транскаспийского проекта, приводится нерешенность статуса Каспия.
Однако, Баку и Ашхабад считают, что реализация этого проекта - суверенное право двух стран, потому что трубопровод проляжет по их территориальным водам.
"Туркменистан твердо убежден, что строительство таких трубопроводов - это суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и поэтому оно может осуществляться только с их согласия, естественно, при соблюдении самых высоких международных экологических норм", - говорил ранее президент Туркменистана Гурбангулу Бердымухамедов.
Однако Россия и Иран придерживаются позиции, что этот вопрос может быть рассмотрен только после определения правового статуса Каспийского моря, поднимая вопрос об экологической безопасности его прокладки.
К примеру, еще летом официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что Москва считает, что односторонние действия по строительству Транскаспийского газопровода приведут к подрыву доверия между странами региона.
Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства добавил, что проблему сооружения магистральных трубопроводов в Каспийском море нужно рассматривать, прежде всего, с учетом экологического аспекта. "Об экономике проекта, его эффективности и финансовой окупаемости пусть судят те, кто планируют в него вкладываться. А вот экологическая сторона вопроса касается в первую очередь стран, берега которых выходят на Каспий, причем всех без исключения. И здесь все пять каспийских государств имеют право голоса", - отметил Лукашевич.
По словам Лукашевича, по техническим регламентам, перекачка топлива по магистральным трубопроводам осуществляется под значительно большим давлением, чем при добыче из скважины в прибрежной зоне. Причиной серьезной аварии может стать как природный катаклизм - землетрясения и извержения подводных вулканов в срединной части моря не редкость, так и человеческий фактор. "Убеждены, экологическая безопасность на Каспии должна быть безусловным приоритетом", - отметил российский дипломат.
В любом случае, организация разработки и добычи на море - процесс очень сложный и всегда несет определенные риски. Соответственно, все это требует проведения больших работ по обеспечению и соблюдению всевозможных норм безопасности. Это объективный процесс, которому следуют при реализации крупных как добывающих, так и инфраструктурных морских проектов.
Конечно, экологические претензии России, которая сама частенько отмахивается от наездов экологов, порой удивляют. Речь идет о ведении операций на море, и не имеет значения, касается ли это разработки месторождения или прокладки магистрального газопровода. Угроза всегда остается угрозой.
И позиция российской стороны (по проекту Транскаспийского газопровода) вызывает интерес, прежде всего, потому, что она сама ведет разработку морских месторождений, в частности, на Каспии. Именно российский "Газпром" занимается поставками газа в Европу по трубопроводу "Северный поток", который идет из России в Германию по дну Балтийского моря. Это "Газпром" собирался строить "Южный поток", а сейчас намеревается прокладывать "Турецкий поток" через Черное море, а также "Северный поток-2", мощностью в 55 миллиардов кубометров.
Несмотря на все это, Транскаспийский газопровод имеет большие перспективы. И сейчас для того, чтобы этот проект стал реальностью, ведутся усиленные работы. По этому проекту осуществляются регулярные встречи и проводятся переговоры в четырехстороннем формате (ЕС, Азербайджан, Турция и Туркменистан). Однако, сколько бы встреч не проводилось, на строительство трубы через Каспий нужны деньги. И этот вопрос также решается. Хотя, в нынешней напряженной международной экономической ситуации и низких ценах на нефть, это достаточно сложно. Но, если ЕС нужны дополнительные объемы газа, ему придется приложить значительные усилия. Вообще, при реализации таких крупных проектов международного значения, активность должны проявлять все потенциальные участники. Только вместе и согласованно можно будет сделать так, чтобы транскаспийская газовая труба стала реальностью.
Материалы с сайта: news.day.az