СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Россотрудничество откроет центры дополнительного образования в Туркменистане 26 Июль 2024 г., 17:59В «Артеке» начался сезон отдыха для детей из республик ЦА 26 Июль 2024 г., 17:55Историческое решение МОК - Киберспорт признан олимпийским видом спорта! 26 Июль 2024 г., 17:50В детских оздоровительных центрах Гёкдере сотрудники библиотек провели творческую встречу 26 Июль 2024 г., 17:47Продолжается сбор урожая в долине Дюзмерген Балканского велаята 26 Июль 2024 г., 17:45Афганистан планирует импортировать пшеницу через Туркменистан 26 Июль 2024 г., 17:44

Газовые трубы находят легко преодолимые пути!
06 Май 2015 г., 17:27

Газопровод Nabucco готовится опровергнуть тезис о том, что история не повторяется. Прошло ровно шесть лет с тех пор, как Турция, Австрия, Венгрия, Болгария и Румыния подписали соглашение о строительстве этой трубы, но уже тогда речь шла об "урезанном" варианте, поскольку Иран находился под западными санкциями и поставщиками газа в ЕС могли стать только Азербайджан и Туркменистан. Спустя два-три года проект тихо скончался, проиграв конкуренцию "Южному потоку" "Газпрома", а азербайджанский газ по системе TANAP-TAP решено было направить на юг Италии, где конкуренция с российским газом будет минимальной. Теперь на фоне украинского кризиса ЕС, перебирая старые варианты, готовится воскресить Nabucco: 1 мая в Ашхабаде замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович договорился с Ашхабадом, Баку и Анкарой организовать новые поставки газа в ЕС уже к 2020 году.

Это снова запускает гонку за право закрепить за собой потребителей юго-востока ЕС: задача Брюсселя в том, чтобы Nabucco-2 привел газ на границу Греции и Турции быстрее, чем "Турецкий поток". Выбор Туркменистана в качестве поставщика логичен: в стране есть свободные мощности по добыче газа, и только Каспийское море отделяет ее от уже строящегося газопровода TANAP. Но статус Каспия не определен, и против строительства Транскаспийского газопровода выступает не только Россия, но и Иран. Тегеран, в свою очередь, хочет проложить газопровод из Туркменистана в Турцию через свою территорию, а в будущем и поставлять в ЕС свой газ. Хотя ЕС готовится вести переговоры с Ираном по этому вопросу после снятия со страны санкций, едва ли этот вариант является желательным для Брюсселя, который хотел бы видеть в качестве транзитных стран государства, лояльные к США. По-прежнему не ясно, как быстро снимут санкции и какие западные компании осмелятся вложить деньги в долгосрочный проект в Иране.

Таким образом, поставки из Прикаспийского региона, который мог бы стать для ЕС реальной альтернативой газу из России, в обозримом будущем связаны с труднопреодолимыми препятствиями. Это понимают и в Европе — Австрия и Венгрия, прежние сторонники Nabucco, поддерживают "Турецкий поток". Но стратегически позиция "Газпрома" весьма уязвима: в случае успеха "Турецкого потока" компания, приложив огромные усилия, лишь сохранит за собой рынок Юго-Восточной Европы, который она и так контролирует. Неудача, напротив, приведет к падению доли на рынке и обессмыслит уже сделанные многомиллиардные инвестиции в расширение российских газопроводов, не говоря уже о геополитических потерях. А Туркмения станет первым игроком, который сможет поставлять газ одновременно в ЕС и в Китай, и слова Алексея Миллера о евразийской стратегии "Газпрома" станут горькой иронией.