СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Президент Туркменистана освободил 276 граждан в честь Международного дня нейтралитета 10 Декабрь 2024 г., 11:28В Туркменистане за этот год было проведено около 170 мероприятий 10 Декабрь 2024 г., 11:25Председатель Халк Маслахаты Туркменистана поздравил Президента с награждением юбилейной медалью 10 Декабрь 2024 г., 11:19Новый посол Эстонской Республики приступил к работе в Туркменистане 10 Декабрь 2024 г., 11:16Туркменистан и Эфиопия обсудили деловое сотрудничество 10 Декабрь 2024 г., 11:00Туркменистан и ООН обсудили усилия по укреплению мира 10 Декабрь 2024 г., 10:58

Баку и Брюссель начинают материализацию проекта Южного коридора
26 Июнь 2013 г., 17:17

Энергетическое сотрудничество Азербайджана и Европейского союза, в частности, проект Южного энергетического коридора, стали основной темой обсуждений в ходе недавнего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Брюссель. Президент АР Ильхам Алиев 21 июня по приглашению председателя Европейской комиссии Жозе-Мануэля Баррозу посетил Брюссель с рабочим визитом. В ходе визита Алиев провел встречи с президентом ЕС Германом ван Ромпеем, а также председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Итоги проведенных встреч в интервью Новости-Азербайджан комментирует старший научный сотрудник Центра стратегических исследований при президенте АР Гюльмира Рзаева

 

- Визит Ильхама Алиева в Брюссель был очень важным для реализации Южного коридора. Основными темами стали Южный коридор, отдельные его сегменты, санкционирование инвестиций консорциума «Шахдениз». Обсуждения по этим вопросам продолжаются уже на протяжении около 10 лет. С этой точки зрения визит поставил точку на всех дискуссиях, которые не сопровождались конкретными действиями, особенно со стороны Европейского союза.

Был обсужден, наконец, выбор маршрута, по которому азербайджанский газ будет транспортироваться на европейский рынок – Nabucco или TAP, и я думаю, что два президента (Ильхам Алиев и Герман ван Ромпей – ред.) пришли к конкретному решению, какой маршрут все-таки более экономически выгоден для обеих сторон. Это решение будет официально обнародовано на этой неделе, а именно 28 июня.

С другой стороны, очень важный момент – это то, что ЕС готов дать выбранному проекту статус «интереса всего блока», потому что раньше речь шла о статусе «общего интереса». Этот статус намного выше, чем прежний. ЕС уделяет огромное внимание проекту, в котором Азербайджан будет играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы.

В основном визит президента в Брюссель был посвящен энергетическим вопросам, потому что данный момент - решающий, это этап начала материализации проекта Южного коридора – начиная от Шахдениз и заканчивая трубопроводами на европейской части. Речь идет об увеличении объема Южнокавказского трубопровода «Баку-Тбилиси-Эрзерум», а также TANAP, как сегментов всего Южного коридора.

- Некоторые эксперты считают вопрос предрешенным в пользу проекта TAP в контексте приобретения Госнефтекомпанией АР оператора греческой газотранспортной системы DESFA…

- Я бы не связывала приватизацию DESFA c TAP, так как это два разных проекта. Ни DEPA, ни DESFA не являются членами консорциума TAP и не владеют никакими долями в проекте. DESFA – это отдельная компания, которая принадлежала греческому государству, TAP – независимый международный проект, который не имеет отношение к греческим компаниям, тем более государственным. Он не связан с Грецией, помимо того, что будет проходить через территорию этой страны, и греческое государство уже подписало внутригосударственное соглашение по проекту.

Я думаю, что SOCAR просто хочет обеспечить свое присутствие в Греции, а владение DESFA будет означать, что у SOCAR будет возможность экспортировать больший объем газа на греческий рынок с минимальными инвестициями в эту распределительную систему. Если инвестировать и развивать эту систему, то она будет в состоянии импортировать больше газа, нежели сейчас. В этом заключается цель SOCAR.

С другой стороны, Греция – стратегически важная страна, это ворота в южную часть Европы. Только через Грецию возможен выход в другие южно-европейские страны – Италию, Албанию, Балканские страны. SOCAR будет определять цены и продавать свой газ напрямую потребителям. Это очень выгодный вариант для Азербайджана, консорциума Шахдениз и SOCAR в том числе. Присутствие в этой стране SOCAR важно не только экономически, но и стратегически, это принесет определенные плоды в долгосрочной перспективе. Очень хорошо, что SOCAR это понимает, выдвигая такие проекты.

Даже если TAP не будет избран, SOCAR обеспечит свое присутствие в Юго-восточной Европе, откуда будет проходить Nabucco, и в Южной Европе – благодаря DESFA, которой принадлежит LNJ – терминал сжиженного газа на юге Греции.

- Каковы в таком случае преимущества проекта Nabucco?

- Сейчас уже поздно обсуждать преимущества TAP и Nabucco, так как через несколько дней будет объявлено окончательное решение.

Оба проекта для Шахдениз имеют немало преимуществ, так же, как и недостатки.

Преимущество Nabucco в том, что это стратегический проект, он дает больше возможностей выйти на рынки других стран – страны Центральной Европы, Северной Европы, Балканские страны. Страны, через которые проходит Nabucco, лучше связаны с другими странами интерконнекторами. Эти интерконнекторы уже на 80-90% существуют. То есть для того, чтобы выйти на новые рынки, понадобится не так много дополнительных инвестиций.

TAP пока что проходит через Грецию, Албанию и останавливается на юге Италии, но заверяет, что может гарантировать выход на Балканы, в частности, в Болгарию и др. страны. На данный момент Греция и Италия не очень хорошо связаны интерконнекторами с Балканами. Строительство новых труб может сделать газ дороже.

Но это не столь важно, главное – переговоры о купле-продаже с потенциальными покупателями азербайджанского газа. По линии Nabucco эти переговоры завершены с консорциумом Шахдениз, известна цена, ценообразование и объем поставок. По линии TAP эти переговоры все еще продолжаются. Пока не известна цена, ценообразование, будет ли это стопроцентная газовая индексация, или в ней будет присутствовать процент нефтяной индексации. После того, как завершатся переговоры, будет ясна картина, по какой линии выгоднее всего экспортировать газ.