СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Абдулла «добро» не давал или о правовой несостоятельности «хроникёров» из Австрии
14 Марта 2014 г., 18:46

 

В самые, что ни на есть советские времена население Туркменистана, несмотря на повсеместную и массированную атеистическую пропаганду, всё равно соблюдало обычаи и традиции, шедшие из глубины веков. Понятное дело, что  происходило это в скрытой, порой, завуалированной форме. Люди вынуждены были придумывать массу поводов и отговорок, чтобы пригласить в дом духовное лицо для осуществления того или иного обряда. Будучи осведомлёнными об этом, властями время от времени устраивались публичные «порки» ослушавшихся или попавшихся на этом чиновников с тем, чтобы другим повадно не было. В памяти народной до сих пор сохранился наиболее яркий пример такого наказания одного из высокопоставленных чиновников, когда она  (это была женщина) позволила негласно совершить обряд обрезания своему сыну.

В постсоветские времена ситуация, конечно же, изменилась в лучшую сторону. И это вовсе не связано с религиозным влиянием. Ушли в небытие  навязанный «моральный кодекс» строителя коммунизма, идеологическая зашоренность. Народ вернулся к своим истокам, в том числе в вопросах религии, морали и нравственности. Традиции гостеприимства отразились в поговорках: «Гость - от Аллаха!», «Хлеб и соль - святые продукты». Почитание старших: в – «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Традиции нравственности: в – «моя честь - это честь моей семьи, моего народа», «близкий сосед лучше, чем далекий брат». Открыто и без боязни сегодня народ соблюдает все свадебные обряды (в том числе, ника), празднуют «суннет той» (праздник взросления юноши, обрезание),  отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, совершают хадж в Мекку.

Ни одна из этих традиций и обрядов никогда, ни раньше в советские времена, ни теперь - в нынешнем Туркменистане, не входили в противоречие с законодательством. Будучи максимально приближёнными к мировым стандартам, многие законы и подзаконные акты в республике написаны и утверждены с учётом местных условий. Статьи уголовного, уголовно-процессуального кодекса отвечают духу и букве основного закона страны. А как мы помним, по конституции Туркменистан - светское, демократическое и правовое государство. Отсюда, соответственно, нормы и правила общественной жизни. Всё остальное, кроме обозначенного, в юриспруденции как правонарушение, не является таковым.

Казалось бы, всё просто, и должно быть понято. Возвращение к истокам морали и нравственности, чистоте отношений. Но, оказывается, не всем и не всё понятно. Удивление вызывают отдельные публикации, появляющиеся на сайте  (ТИПЧ) «Хроника Туркменистана» (Австрия). Один из последних их «шедевров» посвящен как раз вопросам морали и нравственности в республике (ниже разберем его подробнее). А пока необходимо сказать, что на протяжении продолжительного времени эти ребята пытаются вывернуть наизнанку обычные действия правоохранительных органов, которым в той же Австрии никто и значения бы никакого не придал. Проводимые иногда участковыми в соответствии с их функциональными обязанностями проверки злачных мест для выявления интересующей их категории лиц - пьяниц, женщин легкого поведения, находящихся в розыске и т.п., выдаются ими за «масштабную борьбу государства за нравственность и семейные ценности». А теперь, по сути. Последний их перл именуется красиво «Борьба за нравственность в Туркменистане: Взялись за «вторых» жен». Анонимные авторы (и это- блюстителли морали, прячатся за анонимностью) сообщают читателям о том, что якобы в женской колонии Дашогуза около десятка женщин, осужденных по 137 (понуждение к половому сношению) и 138 (занятие проституцией) статьям. Да есть такие статьи и по ним вполне могли быть осуждены, подпадающие под их действие лица. Но какой из этого делается вывод- «…они не занимались проституцией. Они были вторыми женами!..». По мнению этих ребят, видимо не нашлось другой статьи и «безвинных овечек» осудили за проституцию. Не случайно я вначале говорил о соблюдении туркменами обычаев и обрядов. Эти австрийские анонимщики, заступаясь за «ночных бабочек», утверждают, что они совершили обряд ника и тем самым официально стали вторыми женами, а их взяли и за это осудили. И доводы у них припасены: (смешнее не придумаешь) в республике уменьшается количество мужчин, все мужчины в миграции, уехали на заработки и т.п. чушь. Может, анонимы перепутали Туркменистан с какой-либо другой страной, не понятно. У нас, слава аллаху, и мужиков хватает, да и на заработки никто не выезжает. Фантазия анонимов не знает предела. Дальше - больше.  «После неожиданного повального тюремного заключения женщин, появились случаи срочных разводов с официальными женами и заключение браков со вторыми женами. Для их спасения» (стилистика анонимов сохранена полностью),- утверждают они. Можно было бы и дальше разбирать по косточкам весь бред этих анонимов, но стоит ли оно того. Лучше пояснить читателю, что стоит за этими статьями уголовного кодекса. И всё встанет на свои места. Упоминавшаяся статья УК Туркменистана 137  - понуждение лица к половому сношению.

Понуждение лица к половому сношению, мужеложству или к совершению иных действий сексуального характера путём шантажа, угрозы истреблением имущества либо с использованием материальной или иной зависимости,

-наказывается исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет.

Деяние в данном составе преступления состоит из активных действий, состоящих в форме психического принуждения (угрозы), направленных на понуждение лица вопреки его воле и желанию совершить действия сексуального характера. Понудить – означает заставить совершить какие-либо действия. Однако не всякое понуждение образует состав данного преступления, а лишь совершенные с использованием указанных в законе способов: а) шантажа; б) угрозы истреблением имущества; в) материальной или иной зависимости потерпевшего.

Под шантажом понимают угрозу разгласить сведения, позорящие потерпевшего (потерпевшую) или его близких, в разглашении которых лицо не  заинтересовано.

Под истреблением имущества понимают приведение его в полную негодность, препятствующую его дальнейшему использованию.

Материальная зависимость означает, что потерпевший полностью или частично находится на иждивении виновного или, например, проживает на его жилой площади. Иная зависимость может быть, например, служебной, когда потерпевший или подконтролен виновному по службе, или же возникнуть в процессе обучения между преподавателем и учеником, или между потерпевшим и должностным лицом, управомоченным совершить действия должностного характера в интересах потерпевшего.

Статья 138 - занятие проституцией.

Занятие проституцией, совершенное повторно в течении года после наложения административного взыскания,

-наказывается штрафом в размере от двадцати до сорока среднемесячных размеров  оплаты  труда или исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет.

Как видим, закон вовсе не требует хватать первого встречного и отправлять в места не столь отдаленные. Да, и наказания не столь суровые. И «без винных овечек» там просто быть не может.

Дополнение в качестве ликбеза для авторов домыслов, есть и 163 статья, осуждающая многоженство:

Многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами при совместном ведении общего хозяйства,

Наказывается исправительными работами на срок до двух лет.

Существование же в уголовном кодексе 163 статьи ставит окончательный крест на домыслах  анонимов о существовании «вторых» жён.  Так что в качестве совета выдумщикам из Хроники можно пожелать, чтобы они сходили  к известному персонажу из любимого многими фильма, и выспросили у Абдуллы разрешение на введение в Туркменистане многожёнства, а нам он пока свое «добро» на это не давал.

Сапар Курренов,  юрист, правовед