От перемены мест слагаемых сумма не меняется
02 Декабрь 2013 г., 19:28
В последние дни в СМИ все часто муссируется информации, где British Petroleum PLC (BP) понизила свои оценки доказанных запасов природного газа в странах СНГ почти на треть, приведя данные в соответствие с западными стандартами отчетности, ссылаясь на главного экономиста BP Кристофа Рюля.
Согласно отчету British Petroleum (BP), по запасам природного газа Туркменистан занимает четвертое место в мире после России, Ирана и Катара.
Произошло это, в первую очередь, за счёт снижения оценки доказанных запасов российского газа сразу на 26,2% - до 32,9 трлн кубометров, что составляет 17,6% общемировых запасов. В то же время оценка запасов Ирана повысилась на 1,5% - до 33,6% или 18% мировых запасов. Третье место по-прежнему стабильно занимает катар с 25,1 трлн кубометров газа (13,4% мировых запасов).
Были снижены оценки запасов газа Туркмении - до 17,5 трлн кубометров, Казахстана - до 1,3 трлн кубометров, Узбекистана - до 1,1 трлн кубометров и Азербайджана - до 900 млрд кубометров.
Общая оценка стала менее оптимистичной – в этом году BP насчитала 10,1% меньше доказанных запасов газа на планете – всего 187,3%.
"У бывших советских республик была другая система отчетности доказанных запасов, и мы лишь разом перевели все цифры в западную систему отчетности одним махом, и отсюда изменения", - пояснил Рюль.
BP прикончила остатки доверия к своему ежегодному статистическому обзору, объявив в среду произвольно и вопреки здравому смыслу пересмотренные цифры мировых запасов газа. Вместо того, чтобы опираться на факты, BP пытается проложить путь к сотрудничеству с некоторыми странами, путем сокращения показателей газовых резервов у других.
Россия, которая бесспорно в течение десятилетий занимала первое место по показателям запасов газа, была низведена до второго места. Запасы страны капризно пересмотрены с 44,6 до 32,9 трлн. кубометров. Иран, чьи запасы теперь незначительно увеличились с 33,1 до 33,6 трлн. кубометров, занимает по умолчанию место номер один.
Самое крупное и наиболее яркое изменение в показателях запасов газа согласно отчету относится к Туркменистану — показатели, указанные в отчете, сократись по сравнению с предыдущими на 28%, с 24,3 до 17,5 трлн кубометров газа. На данный момент это самое диковинное заявление, даже по стандартам BP.
Кристоф Рюль посетил Ашхабад в прошлом году в связи с презентацией Статистического Обзора за июнь 2012 года.
Тогда впервые компания BP признала реальные цифры, обозначающие запасы газа в Туркменистане.
Он говорил о разнице между системами классификации ABC и P1, P2, забывая о том, что аудиторские отчеты компании GCA (Gaffney, Cline and Associates) по некоторым крупным месторождениям Туркменистана были доступны в течение нескольких лет. И их отчеты дают цифры в системе, которая используется также и ВР. В отличие от ВР, GCA является надежной и ответственной компанией. Никто никогда еще не оспаривал ни одного из аудиторских докладов этой компании. Gaffney, Cline & Associates – известная английская консалтинговая компания, созданная в 1962году и поглощенная компанией Baker Hughes в 2008 году. Офисы компании расположены, в том числе в Алматы и Москве.
Доклады GCA предоставили сведения о запасах крупных месторождений Туркменистана по той же системе, которую Рюль назвал «западной системой аудита».
Обзор BP за июнь 2013 года утверждает, что запасы газов Туркменистана были сокращены с 24,3 до 17,5 трлн. кубометров ввиду перевода данных на учет по западной системе аудита.
Доклады GCA разрабатываются по той же самой системе, о которой говорит Рюль. Согласно этим докладам комбинированные наиболее точные оценки запасов газа на месторождениях Йолатань и Яшлар составляют 19,05 трлн. кубометров (16,4 + 2,65 = 19,05).
Только этот совокупный доказанный показатель запасов газа по двум месторождениям превышает общие данные по Туркменистану, указанные в отчете ВР, на 2 триллиона, если учитывать, что в обзоре запасы газа оцениваются в 17,5 трлн. кубометров.
Добавьте к этой цифре запасы месторождения Багтыярлык, которое разрабатывается китайской корпорацией CNPC на правом берегу реки Амударья согласно соглашению о разделе продукции. Запасы Багтырялык оцениваются в 3 трлн кубометров. Значит запасы Туркменистана могут быть оценены до 22 трлн. кубометров.
Кроме того, имеется месторождение Довлетабад, первое крупное месторождение, запасы которого были подтверждены GCA. Запасы месторождения оцениваются в 2 трлн кубометров. Таким образом, общий показатель запасов Туркменистана достигает 24 трлн кубометров.
Сейчас речь идет всего лишь о четырех месторождениях - Йолатань, (ныне Галкыныш), Яшлар, Багтыярлык и Довлетабад. Но это еще не все газовое богатство Туркменистана. Фактически, большинство из известных газовых месторождений Туркменистана еще должны быть проверены и итоговые цифры превысят даже 24 трлн кубометров.
Итак, вопрос состоит в том, что послужило мотивом для BP, чтобы указать недостоверные цифры о запасах газа в Туркменистане?
Честный ответ нельзя ожидать от самой компании BP. Жадность, безответственность и обходные пути ВР – это хорошо подтвержденные факты.
Может быть BP признала обновленные газовые резервы Туркменистана в прошлом году только в надежде угодить правительству Туркменистана и заключить соглашение о разделе продукции (СРП) или договор на обслуживание? Если это так, то это говорит о многом, BP Statistical Review является инструментом для манипуляций и запугивания, а вовсе не обзором, который может содержать реальные факты. По сути, этот доклад заслуживает другого названия – ежегодный выпуск «статистической галлюцинации» от ВР. Если сокращение показателей в этом году представляет собой попытку спугнуть потенциальных инвесторов, то это бесполезное занятие, поскольку Туркменистан обойдется без таких инвесторов, которые полагаются на обзоры BP.
Но самое интересное, что весь объем газа распределили желающие. Китай туркменский газ получает из газопровода Туркменистан – Китай. Россия хочет поставлять туркменский газ через свою ГТС в Европу. ЕС хочет получать туркменский газ по Южному коридору.
Исходя из вышеизложенного, Туркменистан рассматривает оценки доказанных запасов природного газа со стороны British Petroleum PLC, как очередную неуклюжую попытку искажения реальной ситуации, касающейся природно-ресурсного потенциала Туркменистана, в частности, его газовых запасов. Происходит это на фоне участившихся в средствах массовой информации выпадов по поводу проводимой Туркменистаном независимой энергетической политики страны.
В этом контексте Туркменистан, основываясь на своих национальных интересах, и далее будет осуществлять сотрудничество в области энергетики со всеми заинтересованными сторонами на принципах взаимного уважения, равноправного партнерства и диверсификации маршрутов вывода своих энергоносителей на мировые рынки.