Хотел как лучше, получилось…
09 Сентябрь 2016 г., 19:55
Визит президента Туркменистана в Германию и встреча с канцлером А. Меркель и представителями деловых кругов стал предметом естественного интереса со стороны международных аналитиков. Главный вопрос, который интересует экспертов - возможность начала активной фазы реального укрепления и развития сотрудничества между Туркменистаном и Германией, а также Евросоюзом в целом в политической и экономической плоскостях, особенно, в сфере возможных поставок газа Туркменистаном в Европу.
Не секрет, что этот вопрос активно лоббируется ЕС в плане уменьшения энергетической зависимости от России. Брюссель, естественно, хочет укрепить свою энергетическую безопасность путем диверсификации поставок энергоносителей.
Это естественный процесс, как и то, что поставщики сырья также пытаются разнообразить направления вывода своих энергоносителей на мировые рынки.
Словом, для экспертов и политологов появилось огромное поле для дискуссий, обмена мнениями, выдвижения прогнозов и гипотез.
При этом, к сожалению, не все эксперты так думают и воспринимают происходящее адекватно, называя вещи своими именами. Некоторые из них пытаются использовать Интернет как площадку для тенденциозной подачи сведений, опорочить конкурентов, прилагаются усилия по навязыванию читательской аудитории своей точки зрения с претензией на исключительность, в том числе и откровенно провокационной.
Так, сотрудник Центра геополитических исследований «Берлек- Единство», (Республика Башкортостан, Россия) Булат Мурзагалеев прямо-таки из кожи лезет вон, усматривая чуть ли не «опасность» контактов Туркменистана с Западом. Иными словами, Мурзагалеев проявляет признаки озабоченности возможностью дрейфа Туркменистана в сторону Брюсселя и США и, соответственно, ограничения контактов с Россией. По его словам, «учитывая сложную геополитическую обстановку в мире, а также отнюдь не позитивные новости из других стран Центральной Азии, состоявшийся визит является более чем важным событием, в особенности, в контексте уровня проникновения ЕС в регионе, а также общей картины планов Запада в отношении центрально-азиатских государств».
Вместе с тем, он, не скрывая обиды, заявляет, что «несмотря на уже неоднократно озвученные Москвой предложения по оказанию содействия в решении вопросов обеспечения безопасности РТ в свете исходящих с территории Афганистана угроз, Ашхабад не спешит продемонстрировать готовность принять оное». Чувствуется, что автор как-то «забыл», что речь идет о независимом государстве, которое ведет самостоятельную внешнюю политику, отстаивая свои интересы.
В этой связи, Мурзагалееву «видится», что Туркменистан может стать «форпостом» Запада в целом и Германии, в частности, в регионе Центральной Азии, учитывая, что «Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан демонстрируют явную приверженность развитию взаимодействия с Россией», а Узбекистан, «как правило не стремится афишировать свои внешнеполитические намерения и решает все важные вопросы в обход участия в интеграционных объединениях (Евразийский экономический союз, Организация договора о коллективной безопасности и др.) преимущественно на двусторонней основе».
Тем не менее, Мурзагалеев выражает слабую надежду на то, что Туркменистану вряд ли удастся укрепить связи с Западом, учитывая тесные экономические контакты с Китаем и наличие международных правозащитных организаций, которые периодически критикуют Ашхабад, зачастую несправедливо. И опять автор как-то необдуманно упускает из виду (или умышленно?), что критике в той или иной мере подвергаются все страны мира, включая сверхдержавы, и это не считается признаком какой-то ущербности.
Несмотря на это, Мурзагалеев тут же с готовностью повторил некоторые слухи и сплетни, усиленно распространяемые определенными «желтыми» сайтами, особенно, «Хроникой Туркменистана», редактор которого, кажется, даже во сне выкрикивает хулу в адрес Туркменистана, пугая свою благоверную и не давая ей спокойно уснуть.
Что хочет показать этим Мурзагалеев, понятно – как бы Туркменистан не старался, ему не удастся самостоятельно выйти на рынки Запада, и в любом случае, он вынужден будет считаться с интересами России.
Что касается возможных поставок газа в Европу, то Мурзагалеев пытается убедить окружение, что существуют лишь три варианта налаживания экспорта газа в ЕС, в числе которых самым оптимальным является… ну, конечно же, через территорию России. Остальные варианты, «ввиду сложной обстановки на Ближнем Востоке, проблем в Турции, неопределенности статуса Каспийского моря» и т.п. маловероятны.
Таким образом, подытоживает Мурзагалеев, «экспорт туркменского газа через уже построенную инфраструктуру в Россию – это более оптимальный вариант в условиях мирового кризиса».
Что можно сказать о таком, с позволения сказать, «анализе»? Сказать, что поверхностный, это не сказать ничего. Вызывает сомнения экспертный уровень Мурзагалеева – его, порой, мальчишеское размахивание жупелом «угрозы с Запада», стали напоминать далекие советские времена, когда утверждалось, что «все западное – плохое», а «наше – самое лучшее». Поражает и другое – как это возможно сесть за экспертный анализ внешних контактов Туркменистана, при этом ни словом не обмолвиться о его нейтральном статусе. Чем это можно объяснить? Забывчивостью или низким уровнем подготовленности эксперта? Думаю, автор задаст себе эти вопросы сам.
Чувствуется, что замысел у Мурзагалеева, возможно, и был хороший – проанализировать итоги визита президента Туркменистана в Германию, дать ему экспертную оценку. Однако, использованные приемы, особенно в части подачи имеющихся материалов, аргументации, сделанные выводы говорят об обратном – автор статьи погряз в информационной неурядице и не смог вылезти из порочной ямы дезинформации, куда, незаметно для себя, он соскользнул. Как говорил В.С.Черномырдин, «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Понимаю, что молодость, возможно, застилает глаза Мурзагалеева и мешает видеть реальность. Это еще называется юношеским максимализмом. Но, если, Мурзагалеев решил выступить в образе эксперта, то его руководству, наверное, стоило бы подсказать молодому человеку быть более осторожным и объективным. Как говаривал один из персонажей романа «Золотой теленок», «Трамвай пустить – это вам не ешака (т.е. ишака) купить».
Так что, молодой человек, берегите честь смолоду и помните слова Джордано Бруно: «Обыкновенно, те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все».
Фарид Шамсетдинов