Туркменистан и трансконтинентальный маршрут «Север-Юг»
20 Август 2016 г., 11:14
Необходимость развития транспортного коридора (трансконтинентальный маршрут) «Север-Юг», была выдвинута вскоре после распада Советского Союза и имеет давнюю историю. Соглашение о его создании было подписано ещё в сентябре 2000 г. Россией, Индией и Ираном в ходе Второй Евроазиатской конференции по транспорту в Петербурге. К марту 2002 г. оно было ратифицировано всеми участниками. В дальнейшем к соглашению присоединилось более десяти государств: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Киргизия, Украина, Болгария, Турция, Оман и Сирия.
Возможность участия в нем рассматривали Туркменистан, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Малайзия и Шри-Ланка. География реальных и потенциальных участников проекта говорит о преимущественно «долготном», выстроенном в направлении с севера на юг, характере нового транспортного коридора.
В рамках коридора «Север-Юг» изначально предполагалось задействовать три варианта маршрутов: по железным дорогам России и Ирана с использованием паромной переправы через Каспийское море, по восточному побережью Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан и западному побережью через Азербайджан.
Одним из ключевых участников этого транспортного проекта Туркменистан, который еще в 1996 г. соединил свои железные дороги с иранскими через пограничный переход Теджен-Серахс. В 2014 г. Туркменистан, Иран и Казахстан завершили строительство восточного железнодорожного участка маршрута «Север-Юг», что позволило соединить их железнодорожные сети с российскими по прямому, более короткому маршруту. Общая протяженность новой линии составила 670 км, в том числе 70 км – по территории Ирана, 130 км – Казахстана и 470 км – Туркменистана. Прежний маршрут шел через территорию Узбекистана (Каракалпакия) и был на 600 км длиннее. Объем перевозок по восточному маршруту на момент начала строительства оценивался в 3-5 млн. тонн, а в перспективе – до 12 млн. тонн в год.
После снятия санкций с Ирана развитие торгово-экономических связей с ним имеет большие перспективы для региона. Маршрут «Север-Юг» имеет все шансы стать инфраструктурной основой роста, что, в свою очередь, обеспечит его дальнейшее развитие и стать важным инструментом его экспансии на растущие рынки Среднего Востока и Южной Азии.
Мурад Агаев