СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Гурбангулы Бердымухамедов выступил с речью по случаю открытия новой мечети Сегодня, 18:07Глава Туркменистана встретился с Генсеком Организации тюркских государств Сегодня, 18:06Президент Туркменистана встретился с главой Международной федерации тенниса Сегодня, 11:37Сердар Бердымухамедов принял Генерального секретаря ЮНВТО Сегодня, 11:33Президент Туркменистана принял Генерального секретаря ОЭС Сегодня, 11:22Рассмотрена возможность открытия факультета туркменского языка в университете Кореи Сегодня, 11:16

Тернистый путь греха или о голосах на задворках экспертной среды
11 Июль 2016 г., 19:01

Бессмертная фраза из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» вспомнилась после ознакомления с «размышлениями» некоего Байрама Шихмурадова, изложенными в статье «Трансафганский газопровод: определенности нет». Думаю, читатель помнит полностью эту фразу: «Все глупости на земле совершаются именно с серьезным выражением лица. Поэтому, улыбайтесь, господа, улыбайтесь».

Как же не вспомнить слова барона, если Шихмурадов, напустив на себя важный и серьезный вид, пытается доказать недоказуемое - невозможность реализации проекта строительства магистрального газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). И это после того, как финансовую поддержку проекту выразили Азиатский банк развития, Исламский банк развития. О своей заинтересованности участвовать в реализации ТАПИ ранее заявили представители Европейского банка реконструкции и развития, Саудовского фонда развития, Катар, ОАЭ, Турции. К проекту проявляют интерес Япония, Южная Корея, Россия, не говоря о самих странах-участницах. С другими потенциальными участниками переговоры продолжаются. Сейчас ведется оценка финансового пакета, необходимого для строительства газопровода от афганской границы до индийской.

Некоторые незадачливые критиканы уже пытались оспорить возможность прокладки газопровода, акцентируя внимание на сложной внутриполитической обстановке в Афганистане. Пошел по «тернистому пути греха» и Шихмурадов. Отмечая интерес и желание вышеперечисленных стран и международных банков принять участие в реализации ТАПИ, Шихмурадов вдруг заявляет: «Отсутствие гарантий безопасности афганского участка, напряженные отношения между Индией и Пакистаном, высокая конкуренция со стороны экспортеров сжиженного природного газа и альтернативных газопроводных проектов, экономический волюнтаризм диктаторского режима в Туркменистане, ограниченная платежеспособность потребителей - эти факторы можно перечислять в любой последовательности, любого из них достаточно для того, чтобы признать недостижимой успешную реализацию проекта в обозримом будущем».

Излюбленная тема «отсутствия гарантий безопасности» усиленно муссируется после того, как помощник госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Дэниель Роземблюм, выступая на международной конференции «Нефть и газ Туркменистана-2015», заявил, что «США поддерживают проект ТАПИ, но не участвуют в обеспечении его безопасности». По словам Шихмурадова получается, что США, якобы, хотят, чтобы проект ТАПИ существовал, но строить его, при этом, не обязательно.

Однако недоброжелатели ТАПИ и Шихмурадов в их числе, старательно опускают высказанные следом слова Роземблюма о возможности «иными средствами обеспечить безопасность реализации ТАПИ и тому есть примеры».

Только вот «шихмурадовым» это ни к чему – они поставили перед собой задачу-максимум – дискредитировать саму идею реализации этого газопровода. И вот уже в ход пошли утверждения об «опрометчивых заявлениях, одно за другим следующих из Туркменистана? Например, обещание сплотить афганское общество и наладить мирную жизнь в Афганистане за счет создания рабочих мест на строительстве и обслуживании газопровода. Или уверенность в том, что Индия безоговорочно откажется от контрактов на поставку сжиженного газа из Катара и совместно с Катаром профинансирует строительство магистрального газопровода по территории Афганистана и Пакистана».

Лукавит Шихмурадов, ой как лукавит! Ему прекрасно известно, что строительство газопровода и инфраструктуры вокруг него естественно благоприятно скажется на обеспечении мирной жизни в Афганистане, чье население устало от продолжающейся свыше 30 лет гражданской войны и разрушенной экономики. Если уж Шихмурадов решил выступить в роли эксперта, то ему должно быть известно о намерении Индии и Пакистана удвоить, а то и утроить количество потребляемого газа для своих бурно развивающихся экономик, что, конечно же, предполагает изыскивать другие пути получения углеводорода. При этом Катар не опротестовывает строительство ТАПИ, а наоборот, согласился оказать содействие в его реализации.

Что, господин Шихмурадов, вы продолжаете сидеть с умным и серьезным видом, размышляя, какую бы еще глупость ляпнуть?

Несмотря на то, что Шихмурадов вынужден сам признаться в необходимости строительства газопровода, утверждая, что «ТАПИ очень нужен всем. Ну, или почти всем. По крайней мере, так все говорят», он, дабы поддержать созданный им образ эксперта-критика, подытоживает свое высказывание словами: «Несмотря на все вышесказанное, реальная ситуация выглядит неясно, и причин, по которым газопровод не может быть построен прямо сейчас, все еще достаточно».

Это что – предел цинизма или верх глупости? На что рассчитывает Шихмурадов, выступая с задворок экспертной среды? Или он решил, что на фоне общей серости критиков ТАПИ ярче других выглядят темные личности, к коим он себя причислил?

Нет, все же прав был Эрих Мария Ремарк, утверждавший, что «нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет».

Арслан Шамурадов