ТАПИ и многовекторная политика Туркменистана
23 Июнь 2016 г., 20:00

В конце прошлого года в Марыйском велаяте Туркменистана, с участием президентов Туркменистана и Афганистана, премьер-министра Пакистана и вице-президента Индии, в торжественной обстановке был дан долгожданный старт реализации проекта магистрального газопровода ТАПИ, призванного соединить потребителей природного газа Афганистан, Пакистан и Индию с супергигантским туркменским газовым месторождением «Галкыныш».
Идея строительства МГП ТАПИ зародилась в начале девяностых прошлого столетия, сегодня же мы с вами становимся свидетелями воплощения ее в жизнь.
Следует отметить, что критиков проекта хватало и хватает поныне. Как только не называли этот проект – и мертворожденным, и несбыточным, и авантюрным, и безумным… Всего не перечислить.
Современные же критики ТАПИ делают основной упор на факторе безопасности газопровода, и соответственно, на отсутствии крупных финансовых структур, которые могли бы профинансировать реализацию проекта.
Учитывая те в унисон звучащие «прогнозы» об утопичности ТАПИ, для некоторых как гром средь ясного неба прозвучало недавнее заявление представителей Исламского банка развития, Саудовского фонда развития и правительства Японии о намерение принять участие в финансировании данного проекта.
Факты – вещь упрямая, и против них не попрешь. Таким образом, в одночасье основные доводы «отпевальщиков» проекта сами приказали долго жить.
Несмотря на это, «штатные» критики ТАПИ не сидят, сложа руки. На днях Сергей Кожемякин выделяемые Саудовским фондом развития кредиты в несколько сот миллионов долларов США таким странам Центральной Азии, как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан назвал «внешне безобидными финансовыми подачками» и «Троянским конем».
Если следовать логике господина Кожемякина, то государства ЦА не должны иметь никаких внешних контактов, за исключением одной известной страны, наподобие того, как планеты вращаются вокруг Солнца. И ни от кого не должны принять финансовую помощь. Иначе, грубо говоря – предатели.Не обделил он вниманием и Туркменистан, и что он по этому поводу думает, лучше читать в оригинале:
«В ходе визита в Саудовскую Аравию президент Гурбангулы Бердымухамедов предложил Эр-Рияду принять участие в освоении крупнейшего в стране газового месторождения «Галкыныш». Кроме того, глава Туркмении пригласил компании и финансовые институты королевства для совместного строительства газопровода ТАПИ (Туркмения—Афганистан—Пакистан—Индия). Спустя две недели после возвращения президента из Саудовской Аравии стало известно о том, что финансировать проект будет упомянутый выше Исламский банк развития.
Особого внимания заслуживает ещё один результат визита Гурбангулы Бердымухамедова в Эр-Рияд. По итогам его переговоров с королём Салманом было подписано соглашение о сотрудничестве в области безопасности. Содержание документа не разглашается, но известно, что стороны обсуждали возможность совместной деятельности военных и правоохранительных органов двух государств в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком и «другими вызовами современности»».
Далее в своей статье ««Троянский конь» королевских щедрот» Кожемякин пытается из всех сил рассорить Туркменистан с соседним дружественным Ираном, неуклюже спекулируя на имеющихся некоторых разногласиях между КСА и ИРИ.
Что можно по этому поводу сказать? Во-первых, кто, как не Кожемякин, должен знать о многовекторной политике нейтрального Туркменистана, которая многим будто кость поперек горла. Страна на основе взаимного уважения и выгоды выстраивает отношения с Россией, Китаем, Турцией, США, Ираном, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Белоруссией, Украиной, КСА, ОАЭ, Кореей. Если перечислить всех, список будет довольно-таки длинным.
Во-вторых, когда страны ЦА берут кредиты у КСА, Кожемякин это называет «политической близорукостью». Интересно, а что он написал, когда в начале 2016 года в Москве готовили пакет документов на десять миллиардов долларов на поставку военной техники и вооружения в КСА?
Кожемякинский подход к освещению событий и процессов большинство экспертов и аналитиков определяет словосочетанием «двойные стандарты».
Тем временем, Туркменистан в скором времени достроит десятый километр газопровода ТАПИ на своем участке. Третьего июня президент страны на развитие ТАПИ выделил госконцерну «Туркменгаз» кредит в размере свыше 45 миллионов долларов США.
Так что, пока кожемякины пишут да сетуют, Туркменистан и его партнеры работают и добиваются конкретных результатов. Результатов, которые несут свет, тепло и мир соседям.
Керимгулы Агаев