С позиций взаимной выгоды
24 Май 2016 г., 19:44

Не прошло и месяца после торжеств в административном центре Марыйского велаята Туркменистана - Мары, по случаю старта магистрального газопровода ТАПИ в декабре прошлого года, как туркменские газовики уже приступили к строительству своего участка протяженностью более 200 километров. Недавно они отрапортовали о прокладке трубы длиной около 8 километров.
Газопровод ТАПИ, безусловно, станет одним из крупнейших на азиатском континенте. Нужно отметить, что при осуществлении этого проекта его участники основываются, в первую очередь, на принципах многосторонней выгоды и учета интересов производителя, транзитеров и потребителей энергетического сырья. В качестве поставщика природного газа по маршруту ТАПИ Туркменистан будет обеспечивать долгосрочные потребности Пакистана и Индии – стран со стремительно развивающейся экономикой, что, по прогнозам экспертов, предполагает в перспективе значительное увеличение объемов потребляемых энергоресурсов.
Для Афганистана реализация ТАПИ принесет реальные выгоды в экономическом и социальном плане, особенно в свете программ создания новой промышленной инфраструктуры и обеспечения занятости населения. Кроме того, финансовые средства за транзит туркменского природного газа станут для страны весомым источником поступления в бюджет.
Таким образом, строительство газопровода несет очевидные долгосрочные выгоды для всех государств, по территории которых он пройдет.
Важным позитивным моментом, на который обращают акцентированное внимание эксперты, является его значимость с точки зрения упрочения долгосрочной стабильности и безопасности. Очевидно, что совместная реализация газопровода, который свяжет четыре государства общими интересами и целями, будет способствовать большему взаимопониманию и доверию между ними, послужит, в целом, улучшению экономической ситуации и политического климата в Азии.
Некоторые критики ТАПИ обращают внимание на риски, которые могут сопровождать реализацию этого воистину грандиозного проекта и дальнейшую эксплуатацию газопровода. Однако нельзя не заметить то, что лидеры стран-участниц ТАПИ предпринимают все зависящие от них меры, чтобы эти риски свести к минимуму. Недавно представители Исламского банка развития объявили о том, что банк примет участие в финансировании газопровода. Такие новости не могут не радовать.
ТАПИ является логическим продолжением долгосрочной энергетической стратегии, предполагающей строительство новых международных газопроводов в различных направлениях. При этом Туркменистан подчеркивает, что такие проекты рассматриваются не только сквозь призму коммерческой и экономической выгоды, но и как действенные факторы, оказывающие стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионе.
Экономическая выгода здесь удачно сочетается с созданием дополнительной устойчивости в системе политических и экономических связей и сохранением баланса интересов на энергетическом пространстве на Европейском и Азиатском континентах.
Ахмед Пириев