СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

«При реализации проекта ТАПИ говорить надо не о конкуренции, а о взаимовыгодном сотрудничестве», - убежден эксперт
21 Май 2016 г., 17:43

В контексте реализации проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), в СМИ некоторых государств появились малообоснованные материалы о конкуренции между основными региональными производителями – экспортерами газа на азиатском рынке. В то же время цифры по потребностям в газе участников проекта ТАПИ, а также Китая и других крупных потребителей этого ресурса свидетельствует, что на рынке хватит места всем, и говорить надо не о конкуренции, а о взаимовыгодном сотрудничестве, заявляет научный сотрудник Архива Президента Туркменистана Валентин Трапезников, в статье «ТАПИ-газопровод мира, дружбы и сотрудничества», опубликованной в газете «Нейтральный Туркменистан».

Как отмечает автор, все участники проекта ТАПИ, за исключением Туркменистана, испытывают острый дефицит энергоресурсов. Так, в Пакистане с населением более 192 миллиона человек ежегодно добывается 39-42 миллиарда кубометров газа, и все они идут на внутреннее потребление. Однако, по данным пакистанских источников, этих объемов недостаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономики, которой в настоящее время требуется дополнительно до 30 млрд кубометров.

В статье говорится, что Индия с населением более 1,3 миллиарда человек, по данным British Petrleum (BP), занимает 25 место в мире по объемам добычи газа и 15 место – по объемам его потребления (более 52 миллиардов кубометров). В то же время, обращает внимание Трапезников, согласно прогнозу Международного Энергетического Агентства (МЭА) эта страна будет демонстрировать самые высокие в мире темпы роста спроса на энергоносители. Среднегодовой темп роста энергопотребления в стране до 2035 года в среднем составит 3 процента.

С учетом вышеизложенного, считает автор статьи, потребление газа в Индии к 2030 году может составить от 95 миллиардов кубометров (прогноз Агентства энергетической информации США) до 169 миллиардов кубометров («реалистичный сценарий» Совета по регулированию нефтегазовой промышленности Индии). Таким образом, к 2030 году Индия станет вторым по величине потребления газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе после Китая, отмечает Трапезников.

Что касается объемов импорта природного газа, то в «реалистичном сценарии» Совета по регулированию в 2020 году в Индии потребуется порядка 60 миллиардов кубометров, что предполагает более чем трехкратный рост объемов поставки, а в 2030 году – 90 миллиардов кубометров газа, отмечает эксперт. После реализации проекта ТАПИ Индия получит свой первый транснациональный газопровод. В настоящее время страна закупает газ в сжиженном виде и транспортирует его танкерами, например, из Катара, пишет автор статьи.

По словам Трапезникова, Афганистан с населением более 33 миллионов  человек, хотя и не обладает такой мощной экономикой, как Пакистан и Индия, тем не менее, тоже ощущает острый дефицит энергоресурсов, который по мере восстановления экономики и ее структурным изменениям будет только возрастать.

С учетом вышесказанного, считает автор статьи, Туркменистан, занимающий 4 место в мире по запасам газа, а на душу населения – даже 2 место, в перспективе поможет частично покрыть растущее энергопотребление в Пакистане и Индии, а также уменьшить постоянный дефицит энергоресурсов в транзитном Афганистане.

Кроме того, отмечает Трапезников, о своем интересе к проекту ТАПИ заявляет еще и Бангладеш с населением более 162 миллиона человек и добычей газа в объеме 23-28 миллиардов кубометров в год, которые полностью идут на внутреннее потребление при ежегодном дефиците газа до 5 миллиардов кубометров.

Как подчеркивается в статье, важным политическим результатом проекта ТАПИ считается то, что при его реализации в регионе не только уменьшится проблема дефицита энергоресурсов, но и появится новый стимул для определенной стабильности. ТАПИ предоставляет всем его участникам возможность решить вопросы экономического роста путем заинтересованного созидательного сотрудничества.

Строительство газопровода, проходящего через всю территорию Афганистана, должно сплотить различные слои общества, заинтересованные в стабильном заработке и мирной жизни, убежден автор. С социально-экономической точки зрения транзит туркменского газа сулит Кабулу сотни миллионов долларов в год и тысячи новых рабочих мест. ТАПИ, по сути, предлагает всеафганский проект. Ведь для строительства газопровода по всей его трассе понадобится создать обширную инфраструктуру – построить, прежде всего, современные автомобильные и железные дороги, пункты связи, социальные объекты, провести линии электропередачи и многое другое, отмечает научный сотрудник.

Как подчеркивает автор, геополитическое значение ТАПИ не уступает экономическому. В этой связи автор приводит слова Президента Гурбангулы Бердымухамедова на торжественной церемонии по случаю начала строительства ТАПИ. Тогда лидер нации подчеркнул, что реализация проекта принесет не только большие выгоды экспортерам газа, транзитным странам и потребителям, но и даст мощный импульс укреплению мира, стабильности, а также развитию международного сотрудничества в регионе.