СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Дружба и миллиарды
16 Май 2016 г., 20:17

 

 

 

Или немного о «непонятной» для некоторых близости Минска и Ашхабада

 

 

 

 

Довольно много было написано в эти дни о взаимосотрудничестве Беларуси и Туркменистана, а поводом стал визит в Минск президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Звучали самые различные отклики и оценки. Делались попытки разобраться в уникальности отношений двух бывших постсоветских республик. И действительно,  на просторах бывшего СССР, пожалуй,  не найти больше так тесно «сошедшихся» республик. В чём же феномен таких взаимоотношений, как получилось так, что пока это единственные республики, не имеющие практически никаких разногласий и, даже наоборот, год от года углубляющие отношения абсолютно по всем направлениям.

Размышляя надо всем этим, разумеется, просмотрела всю нынешнюю периодику. Нечто похожее на попытку разобраться с этим, осуществила «Независимая газета» (В.Панфилова «Туркменистан не дождался белорусских беспилотников»). Есть мнения экспертов, причём, не одного,  и  потому посчитала необходимым приглядеться к сказанному там внимательнее.

Генеральный директор Центра политической конъюнктуры (РФ) Сергей Михеев факт того, что лидеры двух стран довольно часто бывают друг у друга, их  дружбу попытался объяснить тем, что их «страны продолжают находиться в непростых отношениях с мировыми политическими центрами». Что ж, сегодня, не зная истории развития этих отношений, Михееву простительно такое не совсем верное  мнение. Почему? Да потому, что эти дружеские связи зародились задолго до того, как «центровка» на нашем маленьком земном шарике была нарушена. Это, во-первых, кстати, об этом же напоминает (в этой же статье) ведущий научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров, сообщая о хороших отношениях  А.Лукашенко  ещё с первым президентом Туркменистана. Так что аргумент Михеева о том, что «страны продолжают находиться в непростых отношениях с мировыми политическими центрами» и поэтому дружат, здесь не работает. А, во вторых, кого имеет ввиду Михеев, заявляя, что Минск и Ашхабад «находятся в непростых отношениях с мировыми политическими центрами»? Вашингтон, Пекин или Москву? И у Ашхабада, и у Минска нет никаких «непростых» отношений ни с названными странами и ни с  кем другим.  Или есть ещё «михеевские политические центры»?

Развивая этот свой тезис о причинах дружбы двух лидеров, Михеев также заявляет: «это накладывает свой отпечаток, обусловливает некую близость Ашхабада и Минска и желание находить общий язык по разным вопросам. Отсюда завидная стабильность двусторонних встреч и визитов». И это не совсем так, а вернее совсем не так.

Здесь, наверное, уместнее говорить о продолжении конструктивного, а не показного сотрудничества между нынешними лидерами, переросшее со временем  в большие доверительные отношения. Скорее, именно это определяющее столь тесную дружбу. Их позиции сближают новые проекты, новые идеи, становящиеся реальностью, и не остающиеся просто так на бумаге.  В свою очередь, продвижение проектов, идей, их реализация неминуемо приводит к тому, что оба лидера часто встречаются за столом переговоров. Встречаются, подключая к решению практических вопросов, всех своих специалистов.

А решение конкретных задач, как замечает Ш.Кадыров, сулит миллиардные доходы и тем и другим. Говоря о строительстве  Гарлыкского горно-обогатительного комбината на территории Туркменистана, Кадыров констатирует: «Речь идет уже не о миллионах долларах, а о миллиардах». Расчёты показывают, что завод на промышленные объемы выйдет уже через год, что позволит Туркменистану зарабатывать миллиарды не только на газе, но и на экспорте калия.

Ещё до конца не реализованы существующие проекты, а Лукашенко с Бердымухамедовым уже в будущем. Новый проект захватил президентов - Экономический пояс Шелкового пути – также сулит взаимную выгоду обоим странам. Эту инициативу Пекина поддержали и Минск, и Ашхабад. Грузовые потоки по маршруту Восток – Запад и обратно пройдут по территории двух стран. А транзит сулит новые миллиарды.

Туркменистан сегодня вместе с партнерами создает разветвленную сеть транспортной транзитной логистической инфраструктуры комбинированного типа. Она будет включать в себя транзитные континентальные коридоры, уходящие в регионы бассейнов Каспийского, Черного, Балтийского морей.

Может быть, в этом и есть «секрет» дружбы двух лидеров, заботящихся о благе своих народов, и привыкших делами подкреплять сказанное?

И ничего, что  Белоруссия обещала и пока ещё не развернула специально для  Туркменистана производство беспилотных летательных аппаратов. Это для Туркменистана не так важно, но никто в республике не сомневается, что и этот проект  будет вскоре реализован.

Совершенно справедливо эксперт Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов замечает, что экономические проблемы Беларуси обострились  в последние годы. Но напрасно он объясняет, что только поэтому Беларусь «своевременно оживляет сотрудничество с Ашхабадом». Это сотрудничество не нуждается в «оживлении». Оно как началось в 1991 году, так и планомерно продолжает развиваться. Не было, надеюсь и впредь,  в этом сотрудничестве не будет перерывов, так же как и в настоящей дружбе народов не бывает перерывов.

Вот, как мне кажется, теперь мы добрались до главного «секрета» прекрасных отношений  лидеров двух стран. Они добились того, что и их народы ровно в таких же, хороших отношениях. На всех уровнях, по всем направлениям. Можно это называть как угодно (кому как нравится), но сути и содержания это не меняет. И дело здесь вовсе не в тракторах и комбайнах, как это попытался нарисовать Ипполитов.

Прочным фундаментом и залогом того, что эта дружба двух народов, которую не оценишь миллиардами, будет только крепнуть, является то, что сегодня в Беларуси обучаются тысячи туркменских студентов.

Светлана Проскурина