СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Новое «весеннее» наступление на просторы ЦА
12 Май 2016 г., 18:55

Думаю, не будет преувеличением сказать, что 12 апреля 2016 года почти все информагентства буквально «взорвала» новость об объявлении «Талибаном» начала масштабного весеннего наступления в Афганистане против правительственных войск и контингента стран-участников НАТО. Эта льющаяся с экранов телевизоров, эфира радио и страниц печатных и электронных изданий новость, за считанные часы облетела весь свет, став тем самым своего рода беспрецедентной пиар кампанией для боевиков движения, и одновременно пищей для неуемной фантазии всевозможных экспертов, политологов и аналитиков. В ее потоках просто «утонула» (по крайней мере, прошла незамеченной) информация минобороны Афганистана о том, что 30 апреля афганские войска развернули масштабные операции против талибов в 18 провинциях страны, хотя эта боевая акция по идее должна была привлечь внимание «радетелей» и «защитников» Центрально-Азиатских стран.

Можно констатировать и то, что в начале апреля одновременно в СМИ началось очередное «весеннее наступление» 2016 года, нацеленное на умы и настроения жителей Центральной Азии и России, в сравнении с размахом которого, наступление «Талибана» просто меркнет.

«Авангард» информационных атак на границы Центрально-Азиатских стран в принципе ничего нового не придумал и не изобрел – в арсенале все те же талибы и исламские радикалы, уже который год так и ждущие, чтобы ринуться на просторы ЦА, «слабые» вооруженные силы стран региона, которые не иначе, как обязаны принять помощь извне.

Всё те же «ухищрения и уловки» от  политтехнологов с использованием возможностей СМИ, дабы «внушить» читателям «нужные» мысли. Например, благодаря радио «Азатлык» (а потом и серьезным новостным сайтам) очень знаменитым и цитируемым стал некий представитель пограничной службы Афганистана в провинции Бадгис Довлет Мавин, которому приписывают следующие слова: «Бой идет на удалении примерно одного километра от границы с Туркменистаном. Не исключено, что во время боестолкновения отдельные пули пересекают границу и ложатся на сопредельную территорию, однако тяжелые снаряды туда пока не попадают. Туркменская сторона предприняла все меры для укрепления своей границы на этом участке. О какой-то концентрации войск по ту сторону границы нам ничего неизвестно, но мы видим, как туркменские пограничники совершают привычные обходы вдоль границы».

А если вдуматься, кто он такой, этот Довлет Мавин, и почему читатели должны ему верить, и существует ли он на самом деле?

Если легковесные информресурсы еще и цитируют малоизвестные персонажи, то иные сайты привлекают к своим атакам «крупную артиллерию». Вот, Кирилл Соков из ИАП "Ритм Евразии", к примеру, цитирует спецпредставителя по Афганистану Замира Кабулова: «Распространение ИГ внушает тревогу своей скоростью. В Афганистане более 10 тысяч боевиков «Исламского государства», – сообщил З. Кабулов. – Но год назад была максимум сотня игиловцев. Такие темпы роста за год впечатляют. Афганское крыло ИГ однозначно заточено под Среднюю Азию, среди них порой даже рабочий язык русский. Их однозначно готовят для Средней Азии, для России»».

Однако, года полтора назад, точнее – 29 декабря 2014 года, тот же З.Кабулов сообщал сотруднику «Интерфакса» Андрею Барановскому о численности радикалов ИГ в Афганистане совсем другие, причем – конкретные цифры: «Перелив» в Центральную Азию неизбежен, тем более, для этого есть уже все основания. Созданы два плацдарма в Афганистане: один на границе с Таджикистаном, другой – с Туркменией. Там сосредоточены достаточно крупные силы. На, скажем так, таджикском плацдарме сосредоточились 4-5 тысяч боевиков. На плацдарме напротив границы с Туркменией – 2,5 тысячи боевиков. Развернуты лагеря по подготовке боевиков на двухмесячных курсах. Нам известно о трех таких лагерях, возможно, их больше. Они готовят по пятьдесят человек на каждый выпуск. То есть, если взять хотя бы те три лагеря, о которых нам известно, это по 150 боевиков каждые два месяца. Что интересно, это в основном выходцы из Центральной Азии».

Чудеса, да и только… Как так может быть? Где «максимум сотня игиловцев» и где «2,5 тысячи боевиков»? Неужели маститый дипломат, и вдруг такой ляп? Или кому-то с руки, чтобы он так ошибался?

А вот политолог Алексей Балиев из российского «Военно-промышленного курьера» пошел еще дальше, и решил в свете «афганской угрозы» расправиться … с туркменским нейтралитетом: «Вероятно, при дальнейшем ухудшении ситуации на границах стран региона с Афганистаном могут быть некие изменения в нейтральном статусе того же Туркменистана и, возможно, возвращение Узбекистана в ОДКБ. Таким образом, появится основа для соглашения о коллективной безопасности в регионе или о совместной защите его границ».

Это «утверждение» никому ничего не напоминает? Нотки-то старые. Однако, есть одно «но»! По Балиеву, ОДКБ вовсе не является панацеей в защите ЦА от радикалов. Интересно, а как оценят его следующее «мнение» пропагандисты ОДКБ: «…другие страны ОДКБ, тем более не граничащие с Афганистаном, не горят желанием направить свои контингенты на границы южных стран Содружества, даже если начнется масштабный конфликт. Готовы разве что поддержать Москву разного рода заявлениями и, может быть, маневрами... При таких подходах о коллективной комплексной защите южных рубежей Центральной Азии говорить, конечно, не приходится».

Ну, и как вам такой поворот?

Что касается нейтрального Туркменистана, то его вооруженные силы надежно обеспечивают национальную безопасность страны, свидетельством чему могут послужить мартовские тактические учения 2016 года, с внезапной проверкой боеготовности войск всех гарнизонов.

А напоследок скажу: мнимые наступления мифических боевиков из Афганистана на Туркменистан с 2014 года ежегодно начинаются… весной. Причем с завидным постоянством. Авторов указанных статей, приглашенных экспертов и политологов ничуть не смущает тот факт, что их астропрогнозы с такой же регулярностью… проваливаются. Но они с упорством, достойным лучшего применения, продолжают свои «весенние» атаки.

А может дело вовсе не в боевиках? Ведь весна для большинства людей служит пробуждением к жизни. А на некоторых она, действует совсем уж тревожно… Видимо, следует не столько укреплять границы – они надежно защищены, а просто часть средств направлять на… медицину. Спасать таких надо. Бог знает, что они могут выкинуть завтра.

Керим Иблисов