СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: ТКНПЗ Туркменистана перевыполнил полугодовой план производства продукции 08 Июль 2020 г., 10:21Саудовская Аравия построит школы в Афганистане 08 Июль 2020 г., 10:10Туркменистан и Бахрейн провели межмидовские политконсультации 08 Июль 2020 г., 09:56Туркменистан и ОБСЕ обсудили аспекты сотрудничества 08 Июль 2020 г., 09:37Подведены итоги работы ТЭК за 6 месяцев 2020 года 07 Июль 2020 г., 10:16Бердымухамедов вышел в трудовой отпуск 07 Июль 2020 г., 10:03

Золотой фонд национальной культуры
17 Марта 2016 г., 20:04

В Ашхабаде состоялся заключительный этап фестиваля «Bagt lälesin kakan gyzlar», посвященного исполнению народных девичьих песен. Этот жанр фольклора является колоритным образцом народного творчества, истоки которого берут свое начало в ушедших столетиях. Лирические песнопения ляле относятся к культурному достоянию туркменского народа, являясь частью его исторического наследия, предметом изучения и бережного отношения, с целью сохранить его для последующих поколений.

Нынешний фестиваль, проходящий под патронатом министерства культуры Туркменистана, - это искренний отклик людей на призыв лидера нации об объявлении 2016 года Годом почитания наследия, преобразования Отчизны.

Туркменский народ всегда с уважением и трепетом относился к родной природе. В древности плодородие и красота земли обожествлялись нашими предками, что воплощалось в женских образах, созданных из глины и керамики. Женская фигурка являлась символом богатого урожая, служила оберегом домашнего очага и здоровья семьи. Во все времена женщина оставалась олицетворением прекрасного, но чаще всего ее сравнивали с цветком. В свою очередь, сами женщины черпали творческие силы у природы, окружавшей их с рождения. Узоры для вышивки, орнаменты ковров подсказывала им самобытная красота земли, природному началу также была подчинена тематика народного песенного искусства.

Песни, которые вошли в национальный фольклор как ляле, за свою долгую жизнь не претерпели значительных изменений, они по-прежнему лиричны и напевны. Обычно эти песни пели девушки, прогуливаясь по весенним полям и лугам, любуясь обновлением земли и в определенной степени соревнуясь в красоте с юными цветами. Также в песне девушка могла воспеть историю своей любви, поведать о мечте, рассказать о своем творчестве. Их пели на свадебных тоях и прочих счастливых событиях в жизни. Несмотря на кажущуюся простоту песен ляле включают в себя несколько техник исполнения: губное, горловое, грудное… их могли петь, а капелла и в сопровождении музыки, сольно и хором, песни различны по содержанию и направлению. Это многообразие придает особую привлекательность ляле как жанру, и дарит культурологам, лингвистам, историкам интересный объект для исследований народного творчества.

Фестиваль не предполагает победителей, ведь его задачей является популяризация богатейшего культурно-исторического наследия туркменского народа, внимательное отношение к каждому художественному явлению устного народного творчества, которые составляют золотой фонд национальной культуры Туркменистана.

Тязегуль Гочяева