СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

«Небезопасно бить себя в грудь, если?..»
16 Марта 2016 г., 19:15

Интернет, безусловно, ярчайший пример невиданного доселе прорыва инженерной мысли и величайшее техническое достояние человечества. В наше время  уже невозможно переоценить роль интернета в жизни человека, общества и страны, да что там – всего мирового сообщества. Какую отрасль ни возьми, будь то - образование, наука, культура, спорт, экономика, политика или сфера межличностных отношений, всемирная паутина превратилась в неотъемлемую часть нашего бытия. Более того, на рубеже веков даже появился новый диагноз – «интернет-зависимость».

Однако это далеко не единственная «теневая» сторона  данного чуда технического прогресса. «Режиссеры», «сценаристы» и «актеры» трагикомедии под названием «информационная война» давно и по достоинству оценили возможности уникального новшества, и последний в их руках стал грозным и действенным орудием информационного воздействия в «нужном» ключе на умы и настроения масс.

        Дмитрий Михайличенко, эксперт ЦГИ «Берлек-Единство», например, считает, что «развитие информационных технологий привело к зависимости национальных информационных пространств от принципиально новых угроз (информационные войны, информационный терроризм и кибератаки). Информационно-психологические технологии массовой манипуляции – это одно из «новшеств», которое, например, западные «режиссёры» в последние двадцать-тридцать лет активно используют против неугодных им политических режимов. Взять хотя бы страны-участницы ШОС, так или иначе, все они испытывают на себе давление, которое может привести к т.н. «цветным революциям» и превращению их стран в зоны перманентной турбулентности.

        В этом плане, хотя страна ни в какие блоки не входит,  не стал исключением и Туркменистан, информационное давление на республику осуществляется чаще всего со стороны российских электронных СМИ. Думается, что не ошибусь, если скажу, что причины нападок на страну кроются в ее независимой и многовекторной внешней политике (что некоторые считают недопустимым по определению), а также инициативах по диверсификации поставок углеводородов на мировой рынок. Благо, Туркменистан занимает четвертое место в мире по запасам природного газа в своих недрах.

       Вот уже в течение последних нескольких лет не ослабевает нагнетание «страха» вокруг афганской проблемы. По замыслам «крестных отцов» информационных баталий, Туркменистан перед лицом пресловутой «афганской угрозы» давным-давно должен был (!) бы отказаться от своего статуса постоянного нейтралитета и интегрироваться в региональные военные блоки во главе с РФ. Однако этого не происходит, «прогнозы» о неминуемом вторжении бородачей в страну не сбываются, из-за чего не раз и не два наёмными экспертами передвигались эти самые сроки. Именно потому и штампуются публикации, похожие одна на другую о, якобы, «идущих боях на афгано-туркменской границе, в результате которых гибнут туркменские пограничники», о «низкой боеспособности туркменской армии, стремительной радикализации населения» и т.д. и т.п.

       До сих пор не прекращаются попытки, с использованием интернет-ресурсов, дискредитировать глобальные энергетические проекты с участием Туркменистана: Транскаспийского газопровода (ТКГ) и газовой магистрали «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ). При этом, если в первом случае формально спекулируются вопросы экологии и отсутствия единого мнения по определению статуса Каспийского моря, то относительно ТАПИ муссируются слухи вокруг его безопасности.

   Заслуживают внимания также трактовки по поводу прошлогодних визитов премьер-министра Японии Синдзо Абэ и госсекретаря США Джона Керри в страны Центральной Азии. Помнится, предложенные в результате визита японские инвестиции в супергигантское газовое месторождение «Галкыныш» на юге Туркменистана некоторые «объяснили» … сворачиванием сотрудничества с Китаем и разворотом в сторону Японии. В связи с визитом же Керри в страну иные эксперты и журналисты тут же «разместили» на аэродроме «Мары-2» нейтрального Туркменистана американскую военную базу…

   Подобное ревностное отношение со стороны СМИ демонстрируется и по отношению к другим странам ЦА. В частности, после закрытия в 2014 году авиабазы «Манас» (Кыргызстан), до сих пор не утихают «слухи» о планах возвращения американцев обратно, и уже не только туда.

        Например, Кирилл Соков на портале "Ритм Евразии" так и написал, что «…напряженность на границах сделает государства Центральной Азии более сговорчивыми в вопросах военного сотрудничества с США и в перспективе позволит Пентагону развернуть здесь полномасштабные военные базы».

        Относительно понятия «информационной войны» директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, доктор политических наук, профессор Георгий Филимонов дал следующее определение: «В эру гибридизации угроз для национальной безопасности России информационная война – один из основных инструментов давления на страну как извне, так и изнутри – через ячейки многомерной сети. Задача наших визави – стратегическое поражение России. Для её решения коллективный Запад использует информационные приемы, превосходящие самые одиозные образцы риторики «холодной войны».

     Он также перечислил такие методы информационной войны, как нагнетание катастрофизма, кризисных ожиданий, страхов и массовой депрессии; подмена понятий как инструмент программирования; создание фантома массового недовольства.

По утверждениям этого ученого, внедрение новой оппозиционной платформы осуществляется нестандартным путем – не через «лидеров оппозиции» (не пользующихся большой популярностью), а как бы «через народ». В соцсетях создается «среда массового недовольства». Негативные темы вбрасываются через «клуб интеллектуалов» (популярных блогеров и журналистов), а затем массированно раскручиваются и продвигаются через тематические группы.

      Если допустить, что для самой России информационная война против нее является проблемой нешуточной, то, как минимум, выглядит странным, когда со страниц пророссийских интернет-ресурсов потоками льются необъективные и однобокие публикации о ситуации в дружественных Центрально-Азиатских странах. Тем более, что подобные информационные выпады оказывают прямо противоположный эффект. Абсолютного же победителя в информационной войне не может быть в принципе, так как слово «война» уже предполагает разрушение.

Однако до некоторых никак не дойдет эта простая истина. И чем скорее «бойцы» информационных баталий усвоят следующее изречение Леонида Сухорукова, тем лучше будет для них самих: «Небезопасно бить себя в грудь, если за пазухой камень».

Валерий Багдасаров