А судьи кто?
12 Марта 2016 г., 15:35
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Знакомясь с материалами различных информационных порталов, в первую очередь, всегда обращаешь внимание не только на их авторов, но на лиц, которые комментируют статью, дают свои экспертные оценки. С уважением отношусь к тем экспертам, которые со знанием дела, аргументированно и самое главное - объективно выражают свои мысли, логически рассуждают, отстаивают свою точку зрения. С ними можно спорить, можно в чем-то не соглашаться, но всегда относишься к ним с уважением из-за их высокого профессионализма.
К таким причислил бы главного редактора журнала РИСИ «Проблемы национальной стратегии», эксперта Российского института стратегических исследований, ведущего специалиста Российской Федерации в области отношений стран, входящих в СНГ, Аждара Куртова; кандидата исторических наук, координатора аналитического консорциума «Перспектива» (Бишкек). Валентина Богатырева; исполнительного директора Центра политических технологий Андрея Медведева;, ведущего научного сотрудника Центра исследований общих проблем современного Востока Института Востоковедения РАН, доктора исторических наук Шохрата Кадырова; политического обозревателя, члена-корреспондента Парижского центра дипломатических и стратегических исследований Айдына Мехтиева и многих других.
Но есть и другая категория лиц, чьи фамилии сразу настораживают, а представленные ими материалы вызывают подозрение в возможном умышленном искажении имеющихся сведений с целью распространить выгодную кому-то информацию. Спорить не буду, возможно, эти лица и относятся к категории экспертов, но вот как они используют полученные сведения, вызывает сильное сомнение в их профессиональном подходе к своему делу, а порой и элементарной порядочности. Не моргнув глазом они готовы в угоду личным амбициям или по заказу «сверху» извратить факты, с умным видом распространить дезинформацию, а иногда (видимо, это особые случаи) и провокационные материалы.
Вот и на сей раз, читая статью корреспондента «Немецкой волны» Виталия Волкова «Энергоперспектива региона: туркменский газ или таджикский свет?», с привлечением уже «засветившихся» на информационном поле представителя Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Андрея Серенко и сотрудника российского института стран СНГ Андрея Грозина, постарался обратить внимание на детали в их высказываниях, подозревая очередной вброс дезинформации.
К сожалению, интуиция не обманула. В.Волков, как истинный мастер своего дела «бросил кость» в виде обсуждения перспектив проектов газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) и CASA-1000 по поставкам электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан. Волков более чем прозрачно намекнул на «невозможность» реализации указанных проектов. Чтобы не быть «голословным», а также стремясь снять ответственность с себя, он обратился к Серенко и Грозину, которые «специализируются» по распространению негативных и откровенно ложных сведений о регионе ЦА, ранее неоднократно «хоронили» Центральную Азию, особенно Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан из-за мнимой угрозы вторжения боевиков из Афганистана. Словом, «встретились два одиночества, развели у дороги костер…», в котором они, по замыслу Волкова, должны были «сжечь» главные энергетические проекты Центральной Азии.
Вот как, например, рассуждает А. Серенко: «ТАПИ поддерживают США. Но он не интересен ни России, ни Китаю, ни Ирану. Ряд экспертов утверждает, что он не интересен и Катару».
Довольно-таки странные рассуждения для серьезного эксперта, т.к. Серенко пытается в качестве аргументов использовать высказывания отдельных российских «оракулов», негативно настроенных по отношению к ТАПИ, видящих в нем прямую угрозу попыткам Москвы монополизировать рынок газа. Объективности ради следует отметить, что ни Китай, ни Иран, а тем более Катар никогда не высказывались против реализации проекта ТАПИ. Все это – воображение фантазеров типа Серенко, Грозина и иже с ними.
Далее. Серенко пытается использовать факт подрыва талибами нескольких линий электропередач в качестве «наглядной возможности» срыва реализации CASA-1000. По его мнению, «ряд афганских экспертов указали на то, что это вовсе не случайное совпадение, и усмотрели в нем демонстрацию уязвимости CASA-1000». Тут возникает закономерный вопрос, а кто они, эти афганские эксперты, которые усмотрели именно то, что хотел Серенко? Почему нет имен, должностей? В чем причина сохранения анонимности афганцев? Может быть, их просто не существует, этих самых «афганских экспертов», и Серенко удобно спрятался за словами «ряд экспертов» - попробуй, отыщи их.
Самое удивительное во всем этом то, что серьезные афганские эксперты, политики, военные и другие как раз-таки выступают за реализацию указанных выше проектов, зная, какую выгоду они несут Афганистану и его народу.
А эксперты типа Серенко и Грозина пока невнятно бормочут, что «в Москве четко сформулированной позиции нет ни по CASA-1000, ни по ТАПИ. В Кремле еще не решили, враждебные эти проекты, или пусть Ашхабад качает свой газ на юг (главное, чтобы не на запад), а Душанбе и Бишкек, если смогут, пусть заработают на электроэнергии». Чувствуется высокомерие, пренебрежение, а порой барская снисходительность указанных экспертов.
В то же время они с сожалением констатируют тот факт, что США поддерживают оба проекта. Формально не против обоих проектов и Пекин.
О чем угодно подумали и предположили Серенко и Грозин, но только не о стремлении стран ЦА развивать экономику, налаживать добрососедские отношения друг с другом, оказать поддержку более слабому, помочь ему преодолеть кризис. Им, видимо, чуждо понятие «протянуть руку помощи» нуждающемуся. На Востоке, кстати, это очень высоко ценится. И если даже талибы подорвали несколько опор линии электропередач, то это следует рассматривать как эпизоды военных действий, а не намерение сорвать строительство CASA-1000. Афганцы прекрасно понимают, какую выгоду несет их многострадальной стране реализация энергетических проектов, поэтому они сами будут заинтересованы в обеспечении их безопасности. Это доказано историей, подтверждением этому служит недалекая история с нахождением ограниченного контингента советских войск в Афганистане, когда моджахеды не трогали трубопроводы, которые построил СССР афганскому правительству, с которым они воевали.
Поэтому попытки Серенко и Грозина предстать в виде судей, выносящих решение быть или не быть ТАПИ и CASA-1000, по меньшей мере, выглядят наивно.
Керим Иблисов