СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Гурбангулы Бердымухамедов выступил с речью по случаю открытия новой мечети Сегодня, 18:07Глава Туркменистана встретился с Генсеком Организации тюркских государств Сегодня, 18:06Президент Туркменистана встретился с главой Международной федерации тенниса Сегодня, 11:37Сердар Бердымухамедов принял Генерального секретаря ЮНВТО Сегодня, 11:33Президент Туркменистана принял Генерального секретаря ОЭС Сегодня, 11:22Рассмотрена возможность открытия факультета туркменского языка в университете Кореи Сегодня, 11:16

К итогам визита Лаврова в Туркменистан
04 Февраль 2016 г., 18:12

Комментируя итоги визита министра иностранных дел России С. Лаврова в Туркменистан (27-28 января) различные эксперты были едины в одном: проанализировать и дать оценку переговорам. Все, правда, зависело от намерения конкретного эксперта – дать оценку двусторонним отношениям или же «проехаться по наезженной колее», обвинив традиционно во всех «смертных грехах» лишь одну сторону и, таким образом, с чувством выполненного долга отчитаться перед своим начальством.

На Востоке говорят: «Сколько людей, столько мнений». Можно было бы с этим согласиться, если эксперты задались целью беспристрастно проанализировать имеющиеся факты и высказать свое видение. Естественно, двух одинаковых мнений быть не может, но совпадать по некоторым параметрам они будут, т.к. эксперты отталкивались бы от единой базы информации. Но, к сожалению, есть и другая категория лиц, которая заранее готовится использовать сведения для подачи тенденциозных материалов.

Так, к примеру, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин задается вопросом: «Каким образом Ашхабад намерен обеспечить стабильность в приграничных с ним провинциях Афганистана - Бадгисе, Джаузджане. А также – какие меры предпринимает туркменская сторона для того, чтобы ввиду открытости границ проблемы не перекинулись на соседние страны ОДКБ, с которыми Россия имеет договорные обязательства по защите их суверенитета и безопасности. Этот вопрос приобретает особую актуальность, если учесть, что весной в регионе возможно серьезное обострение ситуации со стороны Афганистана».

По Грозину выходит, что Туркменистан имеет абсолютно открытую, незащищенную границу с Афганистаном, что представляет «реальную опасность другим странам Центральной Азии». Интересно - это такой низкий уровень информированности Грозина, или же попытка вброса очередной дезинформации, чтобы создать негативный имидж Туркменистану. Скорее всего, второе, т.к., если бы Грозин действительно соответствовал уровню занимаемой должности, то наверняка был бы осведомлён об укреплении Ашхабадом своих границ с Афганистаном, проводимых регулярно учениях по отработке защиты госграницы в случае вторжения извне, закупке самых современных технологий и техники для погранвойск, которые сегодня, спустя двадцать пять лет после развала великой империи, совершенно иные. Аргументы же в пользу того, что по причине нейтральности государство не беспокоилось о своих границах - наивность да и только.

Комментируя военную доктрину (даже не зная о том, что принята новая доктрина) Туркменистана, Грозин уверенно заявляет, что «Ашхабад не сможет долго удерживать нейтральный статус и будет вынужден выбрать себе партнеров по региону. Совершенно очевидно, что нейтралитет накладывает очень серьезные ограничения на Туркмению. И в том числе по вопросам взаимодействия в сфере безопасности». Как говорится, «без комментариев».

Этим самым Грозин конкретно даёт понять, к какой категории экспертов (хотя в данном случае, это слово вряд ли применимо) он сам себя  причисляет.

Примерно в таком же «грозинском» духе рассуждает представитель сайта neftegaz.ru (Деловой журнал «NefteGaz.RU», Россия), который в статье «Встреча С.Лаврова и Г.Бердымухамедова пока не добавила ясности по туркменскому газу. Но не это главное» сухим армейским языком заявляет:

«- Вероятно, главная проблема, которая волнует ныне Туркменистан - это ИГИЛ (ДАИШ), с которой Г.Бердымухамедов в одиночку не справится; - Вероятно, этим объясняются столь неожиданно на глазах теплеющие отношения двух стран; - Без России Туркменистан вряд ли справится с вызовами ИГИЛ; - США в данном случае гораздо более заинтересованы в появлении ИГИЛ у границ России, чем дружба с Туркменистаном.»

Итоги визита С. Лаврова, директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев комментирует со скорбным видом и отмечает, что «ситуация на этой границе (туркмено-афганская - примеч. автора) очень тяжелая. Через нее в страну уже проникают боевики группировки «Исламское государство». Однако официально туркмены отрицают какую-либо опасность для себя со стороны Афганистана. Эта игра, во-первых, связана с попыткой не напугать потенциальных инвесторов для газовых проектов. Во-вторых, власти Туркмении пытаются играть в многовекторность, дистанциируясь и от России, и от Китая».

Но не все эксперты склонны драматизировать ситуацию на туркмено-афганской границе, распространяя откровенно ложные измышления или же, поддавшись давлению заинтересованных кругов.      Например, исполнительный директор Центра политических технологий (ЦПТ) «ПолитКонтакт» А.Н. Медведев в статье «Комментарий к итогам визита министра иностранных дел С.В.Лаврова в Туркменистан», опубликованной на сайте автономной некоммерческой организации «Центр политических технологий», Россия, постарался предельно беспристрастно оценить российско-туркменские отношения.

По словам А.Медведева, реальное сотрудничество между двумя странами сегодня находится на «недопустимо низком уровне». Основная причина заключается в том, (и это характерно не только для отношений России и Туркменистана), что «партнеры в регионе ожидают реализации совместных экономических и гуманитарных проектов, а Москва в основном делает упор на политических вопросах и проблемах безопасности».

По мнению эксперта, существует несколько причин для пессимистической оценки для двусторонних отношений, и главными из них являются:

- «по мнению россиян, «неуступчивость туркменской стороны в вопросе ценообразования на продаваемый газ», а в адрес России со стороны Туркменистана в том, что «Газпром» не выполнил обязательства по строительству Прикаспийского газопровода, модернизации газотранспортной сети между Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном и Россией. В апреле 2009 года «Газпром», без предупреждения перекрыв задвижки, спровоцировал аварию на туркменском участке газопровода «Средняя Азия – Центр».

«Газпром» пытался оказать давление, но Ашхабад не пошел на уступки, поэтому обвинения с российской стороны выглядят неаргументированно – каждый преследует свои интересы. Мы же не обвиняем продавца в магазине за то, что он не снижает цену на товар, мы ищем более выгодную цену в другом месте;

- на данном этапе объективно Россия мало что может предложить Туркменистану в плане конкретных проектов в экономической сфере.

Причины этого лежат в проблемах внутреннего менеджмента российских компаний и в не оправдавшихся надеждах с туркменской стороны. В химической промышленности,  электроэнергетике, поставках оборудования для нужд других отраслей производятся, медицине, даже в области культуры России практически нечего предложить Туркменистану, в то время как в указанных сферах работают исключительно компании зарубежных стран, таких как Турция, США, Германия, Япония, Австрия  и других.

Двусторонние отношения осложняются также проблемой бипатридов, т.к. стороны пока не могут прийти к единому мнению. В данном случае, российская сторона периодически поднимает этот вопрос, когда отношения между странами осложняются из-за спорных моментов в отношениях.

И наконец, деятельность российских СМИ, которые периодически распространяют непроверенную, информацию, в том числе, касающуюся реальной ситуации на афгано-туркменской границе. Оно усиливается, когда подобной «информацией», растиражированной российскими СМИ и «русскими экспертами», начинают оперировать в публичных выступлениях российские чиновники высокого ранга».

Конечно, это всего лишь некоторые из существующих причин, негативно воздействующих на российско-туркменские отношения. В этой связи хотелось бы верить, что завершившийся визит С.Лаврова в Ашхабад будет способствовать восстановлению дружеских и доверительных отношений между странами.

Керимгулы Агаев