Оазис… в Каракумах!
16 Сентябрь 2013 г., 12:12
Много лет назад уехал я из Туркменистана. Потянуло тогда в родные края, на Ставрополье, но остались в Ашхабаде старшая дочь с семьёй, знакомые, друзья детства. Вот уже 15 лет живу вдали от родного сердцу Ашхабада, но всегда тянуло обратно.
И вот, наконец, долгожданная встреча с родными местами. Прилетел я поздно, и сразу не узнал его…так что свой родной Ашхабад разглядел только утром. Белоснежный город-красавец и в моё время был прекрасен, но теперь его было не узнать. Красивые фонтаны, играющие разноцветными брызгами в лучах солнца, зелёные аллеи, прекрасные парки. Чистые улицы, пестреющие многообразием красочных цветов, голубое небо и улыбчивые люди (чего не скажешь о других местах), спешащие по своим делам. Город поражает чистотой так, к сожалению, не хватающей нашим российским городам.
Но не только город изменился. Он, буквально, окружён так называемым «зеленым поясом». Это жители Ашхабада посадили огромное количество елей и плодовых деревьев, которые «снабжают» город чистым воздухом, ограждая его от зноя песков. Из рассказов знакомых и друзей узнал, что проводятся специальные, по типу советских, субботники, которые и положили начало прекрасной традиции, охватившей уже всю республику- ежегодно высаживать новые саженцы вокруг городов и посёлков.
Миллионы саженцев, со временем превратившиеся в густые лесопосадки стали частью экосистемы страны. Из газеты, до сих пор издающейся на русском языке, но лишь изменившей своё название, узнал, что только в пригороде Ашхабада – от Аннау до Геоктепе на обширных территориях совсем недавно посажено более двух миллионов саженцев и еще около миллиона по всем велаятам (так теперь здесь называются области).
Забота о людях не на словах, а на деле. Почему я так подумал. Во-первых, откуда миллионы саженцев, оказывается свои, никакие они не привозные. Всё выращивается местными специалистами в питомниках. Эльдарская сосна, туя, различные виды кипарисов, клён, ясень. И, конечно же, исконно местные растения- инжир, гранат, миндаль, платан, арча и т.д. Во-вторых, практически все как один отмечают «продление» весны в Ашхабаде, да и в других городах. Когда это было видано, чтобы в мае, июне и уже -даже в августе (!) шли дожди. А прохлада всегда была спутником любого ашхабадца в его повседневной жизни.
По профессии я землеустроитель, в своё время объездил весь Туркменистан, много друзей по-всюду. Побывал в Красноводске, ныне Туркменбаши. В моих воспоминаниях он оставался небольшим уютным портовым городком, с многочисленными дикими и неустроенными пляжами. То, что я увидел сейчас, поражает воображение, шикарные гостиницы с обустроенными пляжами, аквапарки, каналы с пароходами, чистейшая вода Каспия. И всё это за такой короткий период.
Аваза- сегодня жемчужина Туркменистана, оазис в пустыне. Из любопытства я пообщался с некоторыми специалистами, которые и сегодня продолжают строить прекрасные объекты самого различного назначения для населения города. Оказывается при строительстве (как и положено, в принципе) особое внимание уделяется обеспечению высочайших экологических стандартов.
Как бывший специалист я не мог не поинтересоваться и правовой базой экополитики, являющейся реальным подкреплением всего увиденного мною на деле. Оказалось, что приняты законы по самым разным направлениям- от защиты озонового слоя, до защиты биоресурсов. Издано множество книг на эту тему. Принимается масса других мер, способствующих сохранению существующей экосистемы в республике.
При таком отношении к своей природе я уверен, через сколько бы лет мне снова не довелось вернуться в Туркменистан, он будет ещё чище и краше.
В.Байрамов, Ставрополь-Ашхабад.