СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Переменчивая роЖица ветров Афганистана
16 Декабрь 2015 г., 18:51

В последнее время в интернет-пространстве, особенно, в пророссийских информресурсах, увеличилось количество различных выступлений, связанных главным образом с возможностью захвата Афганистана боевиками ИГИЛ, которые впоследствии (естественно!) ДОЛЖНЫ напасть на страны Центральной Азии. Конечным же пунктом атаки на северо-восток должна стать - Россия. Ни больше, ни меньше.

При этом заметно усердие, с которым приглашенные аналитики, различные эксперты, а то и просто «сострадающие» пытаются убедить читателей в абсолютной возможности такого развития хода событий. В качестве доказательства приводятся «сведения» об усиленной вербовочной работе, которую, якобы, проводят ИГИЛ-овцы среди населения Афганистана, особенно среди талибов, склоняя последних к переходу на свою сторону, как, якобы, быстро террористы набирают силу и уже «вот-вот готовы начать атаковать своих северных соседей».

Понимая, что уже изрядно поднадоели читателям своим кликушеством, подобные интернетресурсы стали подтягивать себе в помощь «тяжелую артиллерию». Как всегда в таких случаях одним из первых откликнулся спецпредставитель по Афганистану Замир Кабулов, который так прокомментировал сообщение газеты The Times о, якобы, захвате ИГИЛ-ом обширных областей в районе афганского города Джелалабад.

«Такое развитие ситуации там назревало, об этом мы не раз говорили. Сейчас это прорвало, и особенно там, где ИГ бьется с талибами за контроль над инфраструктурой наркоиндустрии. Плюс там выход на пакистанскую границу, и из нее по горам есть выход и на север, и на юг, так что стратегически для партизанской большой войны это очень важно», - отметил Кабулов.

При этом Кабулов признал, что успехи ИГ угрожают южным соседям России: «Это не на границе Центральной Азии, но... если там … у ИГ будет успех, то это будет … непосредственной угрозой для интересов союзников России и членов ОДКБ».

По словам Кабулова  на начало октября количество боевиков ИГИЛ в Афганистане составляло не менее 3,5 тыс. Однако, предполагает он, «более опасно, что растёт количество сочувствующих, а значит, потенциально количество боевиков может кратно увеличиться за достаточно непродолжительное время».

Редакция российского интернет-журнала «Однако» с притворным вздохом сокрушается, что «талибы на севере страны тоже теперь воюют под чёрными знамёнами. А значит, оценку Кабулова следует увеличить примерно вдвое».

Радио «Азатлык» (Свобода) процитировало Главу Федеральной службы безопасности России Александра Бортникова, который заявил, что ИГ представляет повышенную угрозу для Центральной Азии, а боевики создают «автономные боевые ячейки, готовые к совершению террористических и диверсионных актов в странах СНГ».

Его в свою очередь поддерживает бывший посол России в Афганистане в 2002–2004 годах Михаил Конаровский, который считает, что такая угроза есть, «но она не физическая. Она в очень серьезном идеологическом давлении. Чем ближе ИГ к Центральной Азии - тем больше давление на местные общества, и тем больше ИГ получает моральной и финансовой поддержки. Вторым эшелоном это все придет к нам, ведь мы очень уязвимы и идеологически, и этнически, и территориально».

Стараясь не отставать от Кабулова, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров говорит уже о 8 тысячах(!!!) боевиков ИГИЛ в Афганистане.

Объяснить причину столь стремительного роста численности боевиков взялся заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, по мнению которого, «часть людей, которая воюет в «интербригадах» талибов, постоянно переходит из одной в другую, и если их материально заинтересуют, то они присягнут и перейдут под черные знамена ИГ». Скромно и доступным языком, без попытки провести какой-либо анализ.

По данным официальных властей Таджикистана, в этом году зафиксировано около 20 попыток вооружённого прорыва на территорию республики, что позволило редакции журнала «Однако» молниеносно сделать вывод о том, что «вероятно с подобной активизацией стоит связывать начало работ по созданию второй линии обороны границы». И опять – просто, четко, сухим армейским языком.

А вот ситуация в Туркменистане, продолжает сокрушаться редакция журнала, «учитывая состояние местной армии и органов безопасности, должна быть ещё хуже». Бездоказательно, но с большим апломбом.

И на мажорной ноте делается скоропалительный, но очень броский вывод: «Следовательно, появление боевиков ИГИЛ в Средней Азии – дело уже не среднесрочной, а ближайшей перспективы».

Касаясь возможного участия России во внутриафганских делах, тот же Кабулов отвергает возможность активного вмешательства Москвы в ситуацию, хотя и признаёт, что успехи ИГ угрожают южным соседям России. По его словам, Россия дополнительно никакие меры экстренной поддержки властей в Кабуле не рассматривает. «Уже были заявки на поставки вооружений, они прорабатываются, но все это будет дозировано, разумно и вдумчиво»,- сообщил он. Ранее в интервью изданию «Профиль» Кабулов утверждал, что Россия «готова передать афганцам около десяти тысяч автоматов Калашникова и боеприпасов к ним».

Также, по словам Кабулова, обсуждается поставка ИРА на коммерческих условиях трех боевых вертолетов Ми-35 (экспортной модификации Ми-24). 8 октября в интервью он сообщал, что продолжается программа подготовки в российских вузах 225 афганских офицеров по линии Министерства внутренних дел.

Всё вышеперечисленное исключительно мнение лишь одной, российской стороны о перспективах развития обстановки на сопредельной с Афганистаном границе стран ЦА. Сделанные выводы, как видим, неутешительные для стран ЦА.

Но действительно ли все так плохо и неужели на горизонте замаячила перспектива вторжения боевиков талибан или ИГИЛ в регион? Действительно ли могут оказаться пророческими слова корреспондента НТВ Вадима Фефилова о том, что «ближайшие соседи России угрозу прямого вторжения афганских радикалов пока, видимо, не ощущают. Но это не значит, что ее нет. Переменчивый ветер северного Афганистана может задуть в другую сторону в любую минуту».

А что же утверждает противоположная сторона, которая оценивает ситуацию не столь пессимистически?

Например, полковник в отставке, преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Олег Кулаков полагает, что Россия должна всеми силами воздерживаться от участия в афганской политике. «Любая помощь правительству в Кабуле означала бы, что мы принимаем какую-то сторону во внутриафганском конфликте. А сейчас началась резкая поляризация политических сил в Афганистане», - заявляет эксперт сайту издательского дома «Коммерсантъ» (Россия). «Те, кто придет завтра к власти в Кабуле, припомнят, что мы поддерживали не тех». По мнению эксперта, официальное правительство страны имеет очень шаткие позиции.

О.Кулаков придерживается мнения, что странам Центральной Азии продвижение на север Афганистана террористических группировок большой угрозы не представляет. «Наличие вооруженного отребья по ту сторону Амударьи фиксируется нами со второй половины XIX века. Это же такой Шервудский лес, там бродят бородатые вооруженные люди, соваться туда совсем не обязательно»,- считает эксперт. «Что бы там ни было, талибы, ИГ, басмачи, флибустьеры, они никогда не смогут организовать военную операцию и пересечь Амударью. Для этого нужен государственный механизм».

Официальные СМИ талибов также прокомментировали возможную военную помощь Москвы Кабулу для борьбы с террористической группировкой ИГИЛ. По их мнению, вовлечение России в афганский конфликт не выгодно Москве.

«В последнее время марионеточная администрация Кабула под предлогом борьбы с ИГИЛ пытается вовлечь такие важные страны, как Россия. Они (чиновники в Кабуле) злоупотребляют именем ИГИЛ, преувеличивают количество сторонников и ее мощь, называют эту организацию угрозой для всего региона, в особенности для наших северных соседей, для того, чтобы получить от России военную помощь, а затем использовать ее для своих личных или партийных нужд», - говорится в недавнем заявлении талибов.

Талибы также утверждают, что «ИГИЛ в Афганистане – это большей частью пропагандистский процесс».

«Зарождение ИГИЛ в Афганистане – это совместный проект кабульской администрации и иностранной разведки. Однако сейчас даже некоторые высокопоставленные чиновники данной администрации подняли завесу над этими тайнами. Так, об этом заявляют губернатор провинции Пактика, первый вице-спикер парламента и другие чиновники», - отмечают СМИ талибов.

«Россия… прекрасно понимает, что администрация Кабула не является независимой и тем более не может вывести страну из нынешнего сложного положения, так как… они (президент Гани и глава правительства Абдулла) работают исключительно для интересов оккупантов, а не своей Родины или безопасности, процветания и развития региона», - утверждают талибы.

Талибы заявляют, что помощь афганским властям не выгодна ни афганскому народу, ни самой России. Талибы уверены, что военная помощь Москвы Афганской национальной армии будет «признаком новой холодной войны».

В заключение талибы заявляют: «Исламский Эмират Афганистан (талибы) заверяет все страны, в том числе и Россию, что не имеет намерения никому нанести урон. Многоуважаемый новый лидер Исламского Эмирата неоднократно говорил, что «мы хотим хороших, плодотворных, законных отношений с нашими соседями, странами региона и всего мира».

Как видим, переменчивая роза ветров северного Афганистана действительно может скорчить рожицу недобросовестным аналитикам и экспертам, которые в угоду своим (ли?) интересам стремятся нагнетать обстановку на границах стран Центральной Азии.

Джахангир Абдуллаев