СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

А на завтрак… гильзы и патроны!
27 Ноябрь 2015 г., 21:24

Вопрос об экологии акватория Каспия возник сразу же  после распада СССР. До того, все спорные вопросы, включая экологические проблемы, решались  двумя государствами на основе и ныне действующих договоров между СССР и Ираном. Попытки в постсоветское время хоть как-то направить спорные вопросы в правовое русло не приносили определённых результатов. Вновь образованные страны, а их на Каспии появилось сразу четыре (пятой остался Иран), каждая, преследуя национальные интересы, на всех Саммитах по вопросам Каспия, выдвигали требования, тем или иным боком не устраивавшие остальных.

После того, как в середине 90-х Россия, запустила на шельф иностранные кампании для разработки месторождений, проблемы экологии Каспия значительно обострились. Теперь и Казахстан, и Туркменистан, и Азербайджан, решившие не отставать от соседей, так же посчитали возможным развернуть работы на своих участках акватории Каспия. Проблема экологии переросла в чисто политическую стезю, с появлением проектов по проведению по дну Каспия газопроводов.

Камнем преткновения для России стал туркменский проект ТКГ. Успешно реализовав подобные трубопроводные проекты в иных акваториях, здесь на Каспии, ссылаясь на необходимое единое решение пяти прибрежных государств, РФ стала активно противиться реализации этого проекта. Главным же аргументом в их руках стал тот самый экологический вопрос - загрязнение акватории Каспия. При этом ими не принимаются доводы о том, что проект гарантирует экологическую безопасность на высшем экспертном уровне. Получается, кому-то можно, а кому-то, нет.  Нежелание поддержать чисто экономический  проект  Россией в принципе понятен, он во всех смыслах  не устраивает её. Проект предполагает проведение газопровода в обход  России  и даёт выход на Европу другим, становящимся реальными и серьёзными конкурентами российскому Газпрому на европейском рынке. Учитывая же, возникшие натянутые отношения ЕС и РФ, вопрос альтернативного газопровода становится для России и вовсе нежелательным.  А аргумент «против»  прежний – загрязнение акватории Каспия. Но если разбираться какая из стран на самом деле больше наносит вред Каспию, то здесь возникает масса вопросов, прежде всего, к самой России. Специалистами придаются огласке не единичные случаи слива нефтепродуктов на российском шельфе. Но больший урон экологии наносят участившиеся в последние два-три года военно-тактические учения, проводимые российской стороной. Не первой свежести корабли, сбрасывают в акваторию Каспия тонные отработанного горючего. Не сосчитать, сколько снарядов, гильз и патронов оказывается на дне морском в качестве завтрака для морской живности. Как говорится «в чужом глазу…»

Но и это только цветочки, регулярные учения  и стрельбы проводятся в акватории уже с привлечением других сторон, тогда как в официальных переговорах звучит всё то же - «все вопросы на Каспии должны решаться по согласованию со всеми прибрежными государствами».

Завершающийся этап строительства газопроводной ветки «Восток-Запад», берущий своё начало от гигантского месторождения «Галкыныш» позволит Туркменистану и Азербайджану вывести свои нефтегазовые ресурсы на европейские рынки. Свою поддержку этому проекту неоднократно высказывал и глава еврокомиссии по энергетике М.Шефчович. Активно работает сегодня и созданная для реализации проекта рабочая группа, в которую вошли представители десятка стран.

Чистый берег туркменского шельфа залог и гарант экологической безопасности проекта.

Эльмир Гасанов