СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: В Центре ОБСЕ в Ашхабаде обсуждены новые направления работы по предотвращению гендерного насилия 21 Ноябрь 2024 г., 12:25Талантливая молодежь Туркменистана отмечены высокими наградами 21 Ноябрь 2024 г., 12:13В Ашхабаде обсуждают ключевые аспекты присоединения к ВТО 21 Ноябрь 2024 г., 12:03Туркменистан и ЕС усиливают партнёрство для развития Транскаспийского коридора 21 Ноябрь 2024 г., 11:57В Министерстве образования Туркменистана состоялась встреча заместителя министра Азата Атаева с Кристиной Хемшайер 21 Ноябрь 2024 г., 11:46Победители и призеры международного теннисного турнира Ashgabat Open 2024 21 Ноябрь 2024 г., 11:41

Ах, какая женщина…
26 Ноябрь 2015 г., 19:56

Удивительная, поразительная, предприимчивая женщина. Хочется ею восхищаться, поражаться, повторять ей строки из шлягера «Ах, какая женщина» и, как говорил главный герой Ильфа и Петрова Остап Бендер, называть её «нежной и удивительной».

Именно такую оценку хочется дать обозревателю «Независимой газеты»  Виктории Панфиловой, подготовившей специально для сайта vestikavkaza.ru (Информационно-аналитическое агентство «Вестник Кавказа», Россия) статьи «ТАПИ – ловушка или магнит для Центральной Азии» и «Тонкости многовекторной политики президента Бердымухамедова».

Спросите, почему и за что? Отвечу. Сколько бы не читал статьи Панфиловой, всегда поражался ее умению, нет, таланту, скрываться за чужими спинами, растворяться в воздухе, превращаться в мираж, фантом – вроде бы она присутствует (т.е. является автором статьи) и в то же время в материалах – исключительно слова и мнения других экспертов или приглашенных лиц. Это ведь надобно уметь так охмурить читателя, чтобы он ни сном, ни духом не понял тактику Панфиловой.

Вот и думай после этого, кому верить – Панфиловой, но она рассеялась как утренний туман на лугу и всегда сможет отнекиваться, повторяя: «Я этого не говорила»; приглашенным лицам, но они вроде как лишь высказали свое мнение неизвестно когда и неизвестно, при каких обстоятельствах, поэтому могут и отказаться от своих слов. А так хочется с замиранием сердца услышать ЕЁ голос, прочитать ЕЁ слова.

Но, увы, не дает она читателю такого шанса. Придется ничтоже сумняшеся отвечать неизвестно кому, но в тайной надежде получить ответ от самой Панфиловой.

Итак, «мы начинаем КВН»! Тема: предстоящее в декабре с.г. начало строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия).

Традиционно (это в духе Панфиловой) его открывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров.

Надо отдать должное эксперту, он поначалу стремится быть объективным – по его мнению, реализация ТАПИ вписывается в стратегический курс Туркменистана, который страна наметила еще несколько лет назад. Он утверждает, что «при обеспечении безопасности строительства со стороны США, указанный трубопровод будет построен и начнет функционировать, позволив Туркменистану выйти на советский уровень экспорта природного газа – свыше 80 млрд. куб. м в год».

В то же время, по словам Кадырова, ТАПИ является в «известной степени ловушкой для Туркменистана», в том смысле, что «реализация ТАПИ будет происходить под американским прикрытием - целиком и полностью будет определять взаимоотношения Вашингтона и Ашхабада, и если что пойдет не так, Туркменистан может ждать неприятностей».

По мнению Кадырова, с экономической точки зрения для Афганистана и Пакистана газопровод из Ирана выглядит «гораздо выгоднее».

А вот эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев более категоричен. По его словам, когда еще появился проект ныне подписанного соглашения по безопасности между США и Афганистаном, в приложениях к ним было видно, что «большая часть географических точек на карте Афганистана, где обговаривались присутствие или возможность присутствия американских ВС, находится на трассе ТАПИ: Тургунди, Герат, Шинданд, Кандагар, Спинбулдак... То есть, строительство газопровода было «заложено» в будущее американское присутствие», - подчеркнул Князев.

Он считает, что решение о строительстве ТАПИ и «неизвестные гарантии США… только подтверждают догадки о том, что военная активность талибских группировок на туркменской границе в течение 2014-2015 годах была организована… с целью сокращения поставок газа в Китай и окончательной переориентации Туркменистана на США в военном отношении».  Таким образом, получается, что «Китай это уходящая в прошлое огромная реальность, а Япония – только начинающееся будущее Туркменистана».

В этой связи сразу возникают следующий вопрос к Князеву и Кадырову: А что, охрана газопровода на территории Афганистана со стороны афганских военнослужащих и американских войск недопустима, учитывая внутриполитическую обстановку в этой стране? Или указанных экспертов смущает сам факт присутствия США в регионе, что может, как они утверждают, «втянуть Туркменистан в орбиту американского влияния, а вслед за ним постепенно и весь Центральноазиатский регион?» А если бы Россия выступила гарантом успешной прокладки ТАПИ, то стали бы Кадыров и Князев утверждать то же самое про «козни Москвы»? Сомневаюсь, однако.

А вот то, что сами слова «американцы» и «США» действуют, например, на Князева как красная тряпка на быка, в этом сомневаться не приходится.

Панфилова дабы выглядеть более «убедительно» подключает к разговору директора Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрея Казанцева, который рьяно принимается «анализировать» все, что попадет под руку.

«США не готовы предоставить Ашхабаду никаких гарантий безопасности… поэтому Туркменистан вновь обернулся… к Китаю. Правда вопрос о том, что делать с растущими угрозами безопасности на афганской границе остается открытым, так как гарантий безопасности от США не получено, и Китай также не готов давать гарантии безопасности в силу особенностей своей стратегии. Поэтому Ашхабаду со временем, видимо, придется обратиться снова к Москве для разрешения этой проблемы».

В этой связи В. Панфилова потихонечку озвучивает свое мнение, утверждая, что, якобы, «эксперты сходятся в том, что ТАПИ - проект больше политический».

Эту идею немедленно подхватывает и Князев, усердно развивая тезис о конкуренции ТАПИ проектам поставок сжиженного природного газа (СПГ) со стороны Катара. Официальная Доха имеет долгосрочные контракты на поставку СПГ в регион АТР, и ничто не может помешать реализации этих проектов. О том, что ТАПИ составит конкуренцию Катару, пишут и говорят исключительно российские масс-медиа.  О какой такой «политической подоплеке» ТАПИ можно говорить, если реализация этого проекта будет ежегодно приносить не менее 300-400 млн. долларов дохода Афганистану; что появятся десятки тысяч новых рабочих мест в стране, экономика которой страдает от военной разрухи; вдоль трассы газопровода будут проложены железнодорожные и автомобильные трассы; протянуты линии электропередач, а сам Афганистан будет параллельно обеспечиваться газом.

Реализация ТАПИ позволит Туркменистану диверсифицировать маршруты поставок своих энергоресурсов на мировые рынки, а не быть зависимым от функционирования 1-2 трубопроводов, в том числе и в Россию. А может быть, в этом и заключается сермяжная правда выступлений пророссийских информресурсов против строительства ТАПИ и Транскаспийского газопровода (ТКГ), потому что они не будут подконтрольны Москве?

Эксперты, кстати, отмечают одну закономерность в последних публикациях российских СМИ – усиленно муссируется слух о том, что «в обмен на обеспечение строительства ТАПИ и безопасность на туркменско-афганской границе Ашхабад предоставит Пентагону возможность разместить силы ВВС на аэродроме Мары-2».

Складывается такое ощущение, что потерявший свою прежнюю значимость и полузаброшенный аэродром «Мары-2» вдруг оказался в центре внимания, только по одной единственной причине – при СССР он использовался бомбардировочной авиацией советских ВВС для нанесения удара по целям в Афганистане после ввода туда ограниченного контингента войск.

Кстати, первой информацию о, якобы, готовности Ашхабада передать указанный аэродром американцам сообщила читателям… да, да, не удивляйтесь, Виктория Панфилова  в статье «В туркменском Мары может появиться база США» от 20.10.2015 г.

В статье (опять!!!) была сделана ссылка на Князева, который «не исключает, что американцы пообещали безопасность и по границе, и по строительству ТАПИ в обмен на размещение своих ВВС на аэродроме Мары-2, хотя подробности пока неизвестны». То есть Панфилова осталась верна себе: таскать каштаны из огня чужими руками.

Недаром в народе говорят: «Мужчина – это голова, а женщина – шея. Куда шея повернет, туда и голова повернется». Вот и наши славные «головы» в лице А. Князева, А. Казанцева и многих других думают, что это они поворачиваются туда, куда хотят по своему желанию.

Однако Виктория Панфилова, как мы видим, думает несколько иначе.

Керимгулы Агаев