Хоттабыч на воле. Что дальше?
26 Октябрь 2015 г., 21:12

Итак, специальный корреспондент газеты «Правда» Сергей ибн Кожемякин считает, что джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб (в быту Хоттабыч) выпущен из бутылки, о чем он громогласно заявил в своей статье «Джинн выпущен из бутылки. Дестабилизация региона начнётся с Туркмении?», опубликованной на сайте gazeta-pravda.ru. (официальный сайт газеты «Правда», Россия).
В чем же дело, что произошло? Что это за джинн, самовольно покинувший места своего постоянного обитания и, так встревоживший спецкора «Правды»? Если следовать логике размышлений Кожемякина, то первопричиной его волнений стало решение Туркменистана начать в декабре 2015 г. строительство газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия). Наверное, шедшие до этого почти 20 лет, казалось бы, бесконечные переговоры о строительстве трубопровода ласкали слух и приятно окунали в негу противников, проекта. Пусть, мол, говорят, что хотят и сколько угодно…
Но тут раздался гром… Заворочались похрапывавшие до сих пор в летаргическом сне, оппоненты проекта. Зашевелились, недовольно заворчали различные «эксперты», предсказывавшие ТАПИ крах, т.к. на их глазах начала разваливаться выстроенная и, казалось бы, незыблемая пирамида противоречий, из-за которых реализация проекта считалась нереальной. И им глубоко наплевать, что в строительстве газопровода остро нуждаются конкретные страны, стремящиеся добиться роста экономики, а также целые народы, желающие улучшения своих жизненных условий.
Конечно, никто не говорит, что строительство пойдет легко, без проблем. Никто не отрицает наличие сложной внутриполитической обстановки в Афганистане, продолжающейся многолетней гражданской войны. Но человеку разумному свойственно искать точки соприкосновения, находить пути разрешения возникающих проблем, стремиться объединить усилия сторон, направленные на достижение поставленных взаимовыгодных целей. Афганский народ, кстати, всегда отличался прагматичным мышлением и умением в случае необходимости найти, как сказал бы первый и последний президент СССР М. Горбачев, «найти консенсус».
К сожалению, наш Ибн Кожемякин оказался как раз-таки в противоположном лагере: «Талибан» и другие экстремистские группировки установили контроль над рядом северных афганских провинций, в том числе непосредственно граничащих с Туркменией. Начинать строительство в этих условиях является безрассудством, но, видимо, Ашхабад испытывает серьёзное давление из-за рубежа».
Вот так спецкор «Правды» начинает «разъяснения» ситуации вокруг ТАПИ. По мнению Кожемякина, «чьё именно (давление), гадать не приходится. Основным проводником идеи газопровода с самого начала являлись Соединённые Штаты. Американский госдеп неоднократно высказывался в поддержку строительства ТАПИ. Финансирование подготовительной части Азиатским банком развития, крупнейшими акционерами которого являются США и их союзники (Япония, Евросоюз, Австралия и т.д.), также говорит о многом».
А почему это плохо? Что же в этом криминального, если проект поддерживается США, Азиатским Банком Развития и его акционерами в лице Японии, Евросоюза, Австралии? Может указанные страны входят в число спонсоров терроризма или того хуже, сами участвуют в террористической деятельности? А может сермяжная правда заключается как раз-таки в том, что в их числе нет упоминания об участии российской стороны? Помнится, что Россия никогда не выступала против реализации данного проекта. Но вот после активизации усилий Евросоюза по транспортировке туркменского газа через акваторию Каспийского моря, ТАПИ наряду с ТКГ (Транскаспийский газопровод) «впал в немилость» некоторых российских экспертов.
Кожемякин более категоричен – «форсирование вызывающего массу споров проекта (ТАПИ), а также переговоры о поставках туркменского газа в Европу имеют явный политический подтекст - удар по интересам Китая и Ирана».
Продолжая рассуждать о политизации строительства газопроводов, Кожемякин добавляет: «Туркмения находится в поле пристального внимания Вашингтона, стремящегося перенаправить потоки углеводородов в выгодном для себя направлении. В настоящее время больше половины отправляемого на экспорт природного газа Ашхабад поставляет в Китай. По итогам прошлого года в КНР поступило почти 24 миллиарда кубометров туркменского «голубого топлива». К 2021 году объём экспорта планируется довести до 65 миллиардов кубов. Для Пекина наращивание наземных маршрутов транспортировки сырья является стратегическим приоритетом: обострение отношений с США и американскими союзниками в Юго-Восточной Азии (Филиппинами и др.)».
Кожемякин просто не мог пройти мимо уже ставшей «традиционной» на российских и пророссийских сайтах дезинформации об «активизации боевиков на афганско-туркменской границе», которая (оказывается!) является «мерой воздействия на власти республики». Далее мы узнаем фантастическую историю о том, что «координируя действия исламистов, США, Турция и другие заинтересованные стороны смогут использовать газопровод как поводок: то ослабляя, то усиливая давление, от Ашхабада будут добиваться принятия нужных решений».
По мнению Кожемякина, «Туркмения во всей этой истории оказывается заложником чужих интересов. И дело не только в ТАПИ. Полным ходом идёт подготовка к началу экспорта туркменского газа в Турцию и Европу. До конца года Ашхабад обещает ввести в эксплуатацию магистральный газопровод «Восток—Запад», по которому газ с крупнейших месторождений в восточной части республики будет поступать на побережье Каспийского моря. Несмотря на критическую позицию Ирана, власти Туркмении настроены решительно».
А вот следует разобраться, т.к. господин Кожемякин в этом случае явно лукавит, заявляя о «критической позиции Ирана». К сведению читателей, Иран не осуждает реализацию ТКГ, наоборот, совместно с Азербайджаном намерен разрабатывать газовые месторождения в Каспийском море, а вот Россия яростно противится этому, т.к. считает Туркменистан конкурентом при поставках газа в Европу. Как говорится, «легким движением руки» Кожемякин ловко попытался перевернуть все с ног на голову. Фокусник, однако, хотя и работает в газете коммунистов, а там ведь всю жизнь утверждали надо «быть честным и чистым перед партией, народом и совестью». Стало быть, Кожемякин дискредитирует компартию, или я в чем-то не прав?
А вывод, сделанный Кожемякиным, ей-Богу, не тянет даже на рассуждения средней руки корреспондента. Вот, почитайте: «Переориентирование на Запад может, однако, иметь для Туркмении, да и всего региона Центральной Азии крайне негативные последствия. Надевая на себя ярмо зависимости от Вашингтона, Ашхабад выпускает из бутылки джинна, обратно загнать которого будет трудно».
Складывается впечатление, что Кожемякин в попытках доказать недоказуемое просто сам запутался в трех соснах и, очутившись в безвыходном положении, ляпнул несусветную чушь, попытавшись, однако спрятаться за спиной ничего не подозревающего доброго Хоттабыча, которого он решил возвести в ранг «злого духа».
Рустам Сафронов