СЕГОДНЯ НА САЙТЕ: Японский фотограф Дайсукэ Куджираока поделился мнением о Туркменистане Сегодня, 12:03Туркменистан и Кыргызстан активизируют сотрудничество в области молодежной политики Сегодня, 11:58Замдиректора ТАСС опроверг наличие угрозы искусственного интеллекта современной журналистике Сегодня, 11:56Преподаватель МГУ высоко оценила культуру и глубокие познания студентов Туркменистана Сегодня, 11:48Преподаватель МГУ Анна Беликова отметила особенность культуры тюркских народов Сегодня, 11:44Представитель МТРК «МИР» высказалась о высокой актуальности новостей о Туркменистане Сегодня, 11:37

Эксперты пытаются разрушить дружественные и добрососедские отношения между Туркменистаном и Российской Федерацией
29 Сентябрь 2015 г., 18:28

Как только Туркменистан заявил о появившихся у «Газпрома» долгах за поставленный туркменский природный газ, в некоторых российских СМИ появились   комментарии допускающие некорректные высказывания в адрес Туркменистана, не имеющие серьезной аналитики, с субъективно подобранным мнением экспертов относительно энергетической политики страны. К примеру в своих высказываниях глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов позволил себе обвинить туркменскую сторону в неудачной энергетической политике, истерии и клевете.   

Однако стоит заглянуть в историю туркмено-российских газовых отношений, чтобы разобраться в сути проблемы.  

В 2007 году официальный Ашхабад начал рассматривать возможность диверсификации газового экспорта и заговорил о Транскапийском газопроводе как об одном из возможных альтернативных маршрутов газового экспорта. Тогда-то Москва сделала Туркменистану предложение о готовности проложить Прикаспийский трубопровод, который пройдет вдоль восточного побережья Каспия по территории Туркменистана, Казахстана и далее вольется в газотранспортную сеть России. Таким образом, уверяли представители «Газпрома», у Туркменистана и Казахстана появится возможность экспортировать свой газ через российскую территорию напрямую в страны Европы.

В декабре 2007 года в Москве между правительствами России, Казахстана и Туркменистана было подписано Соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. Предполагалось, что он будет построен и введен в эксплуатацию не позднее конца 2010 года. Первоначальная мощность  газопровода планировалась в 20 млрд кубометров (по 10 млрд кубов из Туркменистана и Казахстана) с возможностью расширения в перспективе.  Идея тогда показалась заманчивой и Ашхабад отказался от переговоров по альтернативному проекту «Набукко».

А в июне 2008 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер на переговорах в Ашхабаде заявил: «Абсолютно очевидно, что именно "Газпром" может обеспечить наилучшие условия долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества для Туркменистана. "Туркменистан является стратегическим, проверенным временем партнером "Газпрома" в вопросах обеспечения энергетической безопасности и надежных поставок газа. Самое тесное взаимодействие "Газпрома" и предприятий газовой отрасли Туркменистана исторически предопределено и будет поступательно развиваться".

Напомним, что в 2009 году были достигнуты межгосударственные договоренности о поставках туркменского газа в РФ - до 30 миллиардов кубометров в год. Тогда же были подписаны и соответствующие документы, гарантирующие с одной стороны – поставки газа в полном объеме, а также их закупку, транспортировку и оплату -  с другой. Был согласован взаимовыгодный механизм сотрудничества в данной области - по справедливой рыночной цене. В частности, было предусмотрено, что поставки «голубого топлива» будут осуществляться на основе формулы цены, которая полностью соответствует условиям европейского газового рынка.    

С 2015 года из-за проблем возникших для «Газпрома» с продажей газа на рынке Европы по взаимной договоренности между российской и туркменской сторонами были сокращены объемы закупок газа у продавцов Туркменистана с 10-11 млрд кубов до 4 млрд кубометров.   

В настоящее время Туркменистан реализует стратегию диверсификации направлений экспорта газа на мировые рынки. Помимо России туркменский газ поставляется в Китай и в соседний Иран. Активно разрабатываются новые маршруты газового экспорта, среди которых проекты газопроводов ТАПИ и Транскаспийский трубопровод. Логика такой стратегии весьма прозрачна и прагматична – чем больше у Туркменистана будет импортеров и вариантов экспорта энергоносителей, тем меньше будет зависимость и потерь от «сюрпризов» одного из покупателей «голубого топлива».

Резюмируя вышесказанное, отметим, что нынешние разногласия между ГК «Туркменгаз» и «Газпромом» - это, во многом, спор хозяйствующих субъектов который вполне разрешим. У каждой из двух сторон есть свой взгляд на решение проблемы, и свои аргументы. Но все это ни в коей мере не отразится на развитии исконно дружественных и добрососедских отношений между Туркменистаном и Российской Федерацией, не смотря на все попытки некоторых «специалистов» своими досужими домыслами противопоставить временно существующие проблемы стратегическим интересам двух братских народов.