Следы грязи на лице
28 Сентябрь 2015 г., 18:17
или о том, как ИА «Фергана» вместе с «АНТ» и «Азатлыком» пытаются запугать глобальных производителей одежды
Как то мне довелось побывать в США. Это был летний период, время отпусков. Время, когда отдыхающие устремляются поближе к океану, к воде. Мы с приятелем, предвкушая прелести морского загара, кинулись искать в супермаркетах летнюю, пляжную одежду. Но нигде не могли найти обычных светлых, белых хлопковых маечек (так привычных для азиатских рынков). Есть всё, но то, что мы искали, нашли с превеликим трудом - маечки из хлопка оказались завозными! Впоследствии узнал, что, хотя США и являются одними из ведущих производителей хлопка в мире, свою продукцию в основном экспортируют (внутреннее потребление хлопка-волокна из года в год уменьшается вследствие того, что большинство предприятий текстильной промышленности увеличивают выпуск продукции с применением химических волокон).
Вот тогда-то мне впервые пришлось задуматься, отчего в центральноазиатских республиках хлопок-сырец называют «белым золотом». Мало того, что сама процедура выращивания этого продукта довольно-таки непроста, намного сложнее его сбор. И в этом мне когда-то лично пришлось убедиться во время учёбы в вузе, ещё в советский период. Впервые, увидев хлопковую плантацию и, надев на себя фартук, показалось, что вот сейчас вмиг наполню его хлопком. И действительно, не прошло и нескольких минут – мой фартук был переполнен. Однако, каково было моё удивление, когда я с гордостью, выставив свой урожай на весы, обнаружил, что в нём нет и килограмма веса. Чтобы набрать свой первый килограмм мне изрядно пришлось попотеть чуть ли не до полудня! Вот, когда я познал истинную цену хлопку, так до меня дошёл истинный смысл слов - «Белое золото».
Как и настоящее золото, и хлопок даётся с огромным трудом. Вот почему так ценится продукция из хлопка! А когда на тебе маечка из химии – это полная нелепость, особенно в знойную жару. Качественный хлопок, особенно ценных тонковолокнистых сортов, так же как и чайный лист не терпит вмешательства машин. Не замечали за собой при выборе чая, ищите упаковки с крупными листьями. У такого листа все его витаминные свойства сохранены, не потеряны его природные качества. От того и ценятся - чай грузинский, чай индийский. Да, для облегчения труда чаеводов придуманы различные машины для сборки. Они существенно облегчили труд человека. Но тот, кто хочет, чтобы его чай расхватывали на рынке, всё же прибегает и к ручной сборке урожая. И в этом нет ничего предосудительного. Это его чаевода личное дело, тем более, если он, как теперь выражаются, частник.
Аналогичная ситуация сегодня и на хлопковых плантациях. Хочешь хорошее хлопковое волокно, умей потрудиться. Но, здесь возникает другой, тонкий вопрос. Привлечение к такому непростому труду не должно быть принудительным. Именно таких позиций и, прежде всего, на законодательном уровне придерживаются все без исключения хлопкосеющие республики ЦА. Давно канули в лету «добровольные» поездки на хлопок учащихся и студентов. Это теперь история «советского периода».
Ныне на хлопковые поля выходят комбайны. В Узбекистане, к примеру, ежегодно на таком труде используются тысячи хлопкоуборочных комбайнов. Арендаторы, пожелавшие обойтись своими силами на собственных участках, на контрактной основе используют помощь добровольных сборщиков. Да, и потом, что ни говори, не придумали ещё машин, которые подбирали бы упавший на землю хлопок.
В Туркменистане о принудительном привлечении людского ресурса позабыли ещё в начале перестройки. Закуплены сотни комбайнов с шикарными условиями для водителей. Названия машин говорят сами за себя. Это известные фирмы-производители комбайнов - «Кейс», «Джон Дир». Во время страды комбайнёры трудятся круглосуточно, дабы не потерять ни грамма Белого золота. Арендаторы также на контрактной основе используют, выделяемую хозяйствам технику.
В республике в основном выращивают - средневолокнистый хлопок типа UPLAND (выращивается во всех велаятах) и тонковолокнистый хлопок типа Pima (только в Ахалском и Марыйском велаятах).
Несмотря на то, что прогрессивный способ уборки хлопка-сырца – машинный, до настоящего времени на некоторой посевной площади хлопок-сырец приходится убирать вручную. Это в первую очередь в элитных хозяйствах, а также на мелких участках, где нельзя применять машинный сбор, и в неблагоприятные погодные условия, когда машины нельзя использовать.
К ручному сбору приступают, когда в среднем на одном растении раскроются 2-3 коробочки. Затем следует второй, третий, четвёртый сборы.
Вот такое оно нелегкое Белое Золото. И, прежде чем, сказать о попытках некоторых информационных агентств перевернуть реальную ситуацию со сбором хлопка в регионе ЦА и, в Туркменистане в том числе, хотелось бы напомнить читателю следующее. Сегодня наиболее крупные производители хлопка - Индия, Китай, США, Пакистан, Узбекистан, Бразилия, Нигерия, Турция, Туркменистан, Австрия, Греция, Сирия - все используют в том числе и метод ручного сбора хлопка. По оценкам специалистов на хлопковых полях в мире ежегодно отравляются пестицидами 300-500 тысяч людей, 20 тысяч из них погибают.
Крупнейшим экспортёром хлопка в мире является США (чуть меньше 40 процентов всего экспорта), на втором африканские страны.
Хлопок наиболее распространённое натуральное волокно. Со сбором хлопка связана жизнь более 200 миллионов людей более чем 70 стран мира, ещё 60 миллионов человек заняты на различных предприятиях по переработке плодов растения в собственно хлопковую ткань, а также по получению субпродуктов (масла и прочее).
В США внутренне потребление волокна уменьшается вследствие того, что большинство предприятий текстильной промышленности увеличивают выпуск продукции с применением химических волокон.
Хлопчатник изображен на гербах Узбекистана, Таджикистана и Туркмении.
Вот такое оно, нелегкое Белое Золото. Но в отличие от многих стран в республиках ЦА, на плантациях люди не гибнут от пестицидов, нет принудительного (рабского) привлечения к уборке урожая. Кроме того, не осуществляется химизация производства (как в тех же США, где я с большим трудом когда-то отыскал маечку из хлопка).
А кто же те, кто поднимает бурю в стакане?
Информационное агентство «Фергана», взявшее себе название от одноимённого узбекского города вот уже несколько лет, разобидевшись на узбекские власти за то, что те их «изгнали» из республики, не гнушаясь никакими провокационными средствами, поливают их информационной грязью. И одной из главных тем в этой «битве», конечно же, является «уязвимое» место всех хлопкосеющих стран –«принудительное» привлечение к сбору хлопка. Из года в год,- как признаётся сама «Фергана», - она «напоминает» властям Узбекистана о привлечении людского ресурса во время хлопкоуборочной страны. Вроде бы, благородное дело – борьба против использования принудительного труда. Однако, во что превращается этот «благородный» порыв на деле. «Фергана» и её гениальный лидер Даниил Кислов на сей раз не придумали ничего лучшего, чем адресовать свои «претензии» в виде вопросов к властям Узбекистана и Туркменистана. Вот некоторые из этого «гениального» списка Кислова:
-Станут ли, наконец, правительства Узбекистана и Туркменистана соблюдать собственные законы, запрещающие принудительный труд?
-Дадут ли узбекское и туркменское правительства возможность независимым организациям по правам человека, активистам и журналистам проводить расследования и информировать о ситуации в системе хлопковой промышленности без страха перед возможными репрессиями?
- Прекратят ли Daewoo International, General Motors (GM), Teliasonera, Telenor и другие транснациональные компании, работающие в Узбекистане, способствовать использованию принудительного труда и извлекать из этого выгоду?
- В Туркменистане в прошлом месяце полиция задержала и продолжает удерживать до сих пор журналиста Сапармамеда Непескулиева, не предъявляя тому никаких обвинений и не допуская к нему адвоката и членов семьи (31 августа журналист был приговорен к трем годам тюремного заключения. - Прим. «Ферганы»). Незаконное задержание Непескулиева ставит под угрозу объективный сбор информации о ситуации в республике.
-Станут ли H&M, Inditex и другие глобальные производители одежды убеждать туркменское правительство прекратить использование принудительного труда?
Мне абсолютно нет ни какого резона отвечать за власти республик, не моя это прерогатива, но как нейтральному человеку, мне в данном случае, совершенно очевидны лишь попытки безосновательных нападок на власти, а не стремление оказать помощь тем же хлопкоробам. Что же касается законов, то они соблюдаются, если есть конкретные примеры обратного, стоило бы привести их.
О независимых расследованиях. А кто поверит «чистюле» - журналисту, из года в год поливающего напраслиной тех, кто с таким трудом добывает нелйгкий урожай? Другим, пожалуйста.
Крупные компании, наверное, не выжили из ума, раз сотрудничают с республиками.
«Фергана» же, была не «Ферганой», если бы она в сугубо сельскохозяйственную тему не впихнула бы и свой «интерес». Неужели, задержанный по делу с поличным наркоман (а после суда его можно так называть), способен решать поднимаемые проблемы. Насколько известно, он и ручки то никогда в руках не держал.
О глобальных производителях одежды.
Вот здесь-то, наверное, главное из того, что затеяли, спевшиеся «Фергана», «АНТ» и «Азатлык». Отпугнуть клиента. Но в реальности компании, наоборот, просят о сотрудничестве республики. И они действительно «удивлены», но вовсе не наличием «принудительного» ручного сбора, а тем как это пытаются вывернуть в своих непристойных интересах те самые упомянутые агентства.
И сколько бы то же «АНТ» не писало о том, что якобы - «...наши корреспонденты в разных регионах следят за ходом хлопкоуборочной кампании», «…наш автор из Дашогузского велаята говорит, «…пишет мать пятиклассника из Мары, «…сказал в интервью радио «Азатлык» житель села Гараховуз», «…наши авторы из Лебапского велаята сообщают»,- пытливого читателя не введёшь в заблуждение, он всегда сумеет отличить правду от лжи и разобраться в том, что все эти ссылки лишь блеф и обман комбинатора «АНТ».
Что же касается утверждения «АНТ» о том, что кругом весят вывески - “Всем на хлопок!”, – и пенсионерам, и больным, и многодетным», то посоветовал бы Мятиеву обратиться за разъяснением к своим родичам, которые прекрасно осведомлены о том, что ничего подобного уже давным-давно в республике нет. А радовать так искренне тому, что «…в середине июля в нескольких районах Лебапского велаята отмечались случаи выхода из берегов реки Амударьи и, как следствие, подтопления значительных территорий города Атамурата и окрестностей, а также Койтендагского и Ходжамбазского этрапов. Вода залила хлопковые поля, погубив посевы хлопчатника»,- может, наверное, только невежда и тот, кто совсем не осведомлён о нелегком труде хлопкоробов.
«Давление» же, которым так запугивают и компании, и республики, мне например, совершенно очевидно, как начнётся, так и закончится. Закончится – ничем! Просто от того, что давить незачем. А хлопковые маечки носить хочется всем. И в этом, уверен, ни «Ферганцы», ни «АНТ»-эшник, ни тем более беловоротничковые «Азатлыковцы» не исключение.
Что же касается грязи, то она скорее к лицу именно этим господам.
Андрей Мещеряков